Что означают иконы

Ниже описание, написанное иконописцем Михаилом Гольцем. Он объясняет некоторые из богословия иконы, ее использование, символику, то, как/почему изображаются персонажи и т.д.

Иконография нашей Православной Церкви, со всей ее символикой и духовным смыслом, занимает центральное место в учении Церкви. На людей большое влияние оказывает то, что они созерцают, и поэтому Церковь, в своей любви к своим верующим, дала нам иконографию, чтобы помочь нам созерцать Бога. Они также являются инструментами для обучения. То, что Евангелия провозглашает словами, икона провозглашает визуально.

Икона Пресвятой Богородицы

Сам смысл иконы имеет в основе воплощение Господа нашего Иисуса Христа. «И слово сделалось плотию и обитало с нами» (Иоанна 1:14). Христос — «икона Бога невидимого» (Кол. 1:15), и Его Преображение на горе Фавор служит этому подспорьем (Мф. 17:1-13). Именно благодаря тому, что Христос стал человеком и позволил человеку заглянуть в Божественную славу небес, мы можем рисовать иконы и почитать образы Христа, Богородицы и святых. Если бы Христос не воплотился и не открыл нам Свою преображённую славу на горе, то невозможно было бы изобразить на иконах духовное царство небесное.

Наше богословие воздействует на все части иконы, от того, как написано лицо, до одеяний, даже на «декорации» праздничных икон. В то время как воплощение является основой иконографии, сама икона, в своей роли окна в Небеса, утверждает воплощение и говорит о великих тайнах Божьих. Одна из великих задач иконы — возвещать чудеса и тайны Христа, Богоматери и святых, напоминая нам о том, что они такие же люди, как и мы, и призывая нас к тому же духовному совершенству, к которому нас побуждает воплощение Христа. Весь натурализм, будь он пространственный, фигурный или пропорциональный, отброшен в сторону, и человек, пейзаж и архитектура показаны в преображенном виде.

Икона Семистрельная

Одно из первых, что я узнал об иконах до обращения в православие, — это то, что иконы изначально нелегко увидеть. Сначала они выглядят искаженными и нереальными, почти импрессионистическими, полными символизма. В обществе, более знакомом с западным искусством, нас волнует реакция наших внешних, эмпирических чувств. Однако икона не призвана возбуждать наши внешние чувства. Она написана не для того, чтобы изображать мирную, повседневную жизнь, а для того, чтобы изображать духовное царство. Она написана как «окно в небеса», физическое средство, позволяющее нам заглянуть в невидимую духовную реальность. Простота иконы предназначена не для того, чтобы взбудоражить наши эмоции, а для того, чтобы тихо пригласить нас на мгновение покинуть мир и направить каждую эмоцию к созерцанию Божественного. Иконы помогают нам в молитве, а также мы спокойно и терпеливо смотрим на них.
Общение с Божественным, к которому нас призывает икона, достигается посредством символического языка, на котором фиксируются стили одежды, цвета, жесты, архитектура и человеческая форма в иконе. Живопись иконописи не должна основываться на художественных домыслах, эмоциях или абстрактных идеях, а должна основываться на учениях Православной Церкви. Изображение этих учений требует прилежного понимания православия, медитации, внимания к деталям, художественного мастерства. Иконописец должен понимать, какие части иконы он может приспособить, используя свои лучшие художественные способности, и какие части иконы он должен оставить нетронутыми.

На этом языке иконописи к предметам иконы приписываются определенные значения. Важные люди в иконах часто изображаются на иконе как более крупные, чем другие люди, и всегда обозначаются на иконе по имени. В иконах отдельных святых святой также обычно изображается с орудием своего спасения. Епископы обычно изображаются в каком-либо епископском знаке, держащие Евангелие и дающие благословение. Рука благословения образуется в монограмме имени Христова, ICXC, точно так же, как благословляет православный священник. Евангелисты изображаются держащими Евангелие, Святой Павел — Послания, великие духовные писатели — свиток. Мученики изображаются с венцом мученичества, крестом или орудием мученической кончины. Святой Андрей Рублев, великий русский иконописец XV века, изображен в руках с написанной им Троицкой иконой (которую некоторые считают эталоном для всех остальных икон). Сюжет иконы обычно изображается прямо или под углом 3/4. В то время как святые смотрят в вечность — сосредоточившись на божественности, — преображенный не избегает земного царства, а мягко обращается к нему и призывает преобразиться и во Христе.

Троицкая Икона

Физические особенности иконы также очень важны для передачи этого символического духовного языка. Поскольку сюжет иконы преображен любовью Христа, то свет иконы является внутренним, а не внешним, как в других видах искусства. Таким образом, наиболее ярко выделяются области одеяния и кожи, которые больше всего выступают. Лоб на сюжете многих икон часто бывает высоким и выпуклым, чтобы выразить силу духа и мудрость. Аскетам, монахам и епископам даны глубокие морщины на щеках. Нос субъекта длинный и тонкий, что придает ему ощущение грациозности; он уже не чувствует запахов мира, а сладкого благовония Небесного. Губы субъекта закрыты, выражая истинное созерцание, требующее полного молчания. Глаза большие и ярко выраженные, смотрят на Небеса. Хотя физические черты лица одухотворены, они все же сохраняют сходство с изображенным святым. Таким образом, лицо святого Петра отличается от лица его брата Андрея и Павла. Их руки либо держат орудие мученической смерти, либо дают благословение [Павла иногда изображают мечом, так как он был обезглавлен, а Петра — ключами]. Ноги, если они изображены, идут по пути Божьему. Ореол символизирует Божественный свет, который излучается от человека, живущего в тесном общении с Богом.
Цвета, используемые для изображения предмета, не менее важны, хотя и менее стандартизированы правилами. Иконописцы в прошлом рисовали определенные иконы определенными цветами, потому что это было не только теологически правильно, но и визуально привлекательно. Работа иконописца заключается в написании иконы, которая является богословски правильной, с хорошим художественным вкусом и визуально привлекательной; хороший художественный вкус играет роль в том, какие цвета используются в иконе. Художественная гармония для иконы так же важна, как и богословская точность. Зрительно неприятная икона может быть столь же тревожной, как и богословская неправильная, потому что она привлекает внимание к тому, что не должно быть важным, а именно мастерство иконописца, и отвлекает внимание от того, что является самым важным, а именно послание, которое икона должна передать.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ТОЛКОВАНИЯ

ЦВЕТА:

Золото используется для изображения божественности, так как это редкий и драгоценный металл; когда свет попадает на золото, оно дает сияние, которое наиболее близко отражает необработанный свет. Лист золота или золотой цвет краски используется для ореола. Белый цвет, как и золото, используется для изображения необработанного света, а также физической и духовной чистоты. Христова одежда во время Преображения и после Своего воскресения окрашивается в белый, а иногда и в золотой цвет.

Синий цвет используется для изображения трансцендентности, истины и смирения. Знаменитая икона святого Игнатия Антиохийского изображает святого в глубокой синей одежде с голубым фоном. Этот цвет служит напоминанием о великих духовных истинах, которым учил святой Игнатий.

Икона Святого Игнатия Антиохийского

Красный цвет — это цвет крови, мученичества, молодости и красоты, а также цвет греха и войны. Мучеников часто изображают в красном цвете, или, как в случае с известной иконой святого Георгия, с глубоким красным фоном. Внешняя одежда Христа синего цвета, а Его под одеждой красного цвета символизирует, что Он и Божествен, и Человек. Внешняя одежда Богородицы — красного цвета, или глубокого земляного, а под одеждой — синего, что символизирует, что она — человек, носящий Божественное.

икона Святого Георгия

Зеленый цвет является цветом растительного мира и, таким образом, используется для обозначения весеннего времени и возрождения.

Наконец, черный цвет — это цвет смерти и отречения от земных ценностей. На иконе Страшного Суда проклятые окрашены в черный цвет, так как они потеряли всякую надежду на спасение. На иконе «Распятие» черным цветом написана пещера под крестом, обозначающая смерть и отчаяние. Монахи изображены в черных одеждах, так как черный цвет символизирует отречение монаха от всего тщеславия.

Икона Страшного Суда

То, что в наших церквях полно икон — не совпадение, не случайность художественного вкуса. Иконостас не служит только эстетическим целям. Хотя иконостас служит для того, чтобы отделять алтарь от верующих и остальную часть церкви, он также служит мостом между верующими и вечным небом. Святые и ангелы, изображенные на иконостасе, напоминают нам о том, что мы молимся не в одиночестве и не напрасно, а окружены святыми и небесным воинством, когда мы вместе поклоняемся. Они также призывают нас к более глубокой любви и преданности Богу. Они наставляют нас в вере и напоминают нам, что мы не первые, кто идёт по порой жёсткому, порой одинокому пути веры. Иконы даются в качестве подарков верующим в очень важные моменты их жизни — крещения, христиане, свадьбы, на праздник человека. Крестная икона ставится в гробнице вместе с верующими, когда они покидают этот мир. Очевидно, что икона играет неотъемлемую роль в жизни верующих.

Все в иконе указывает на воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, целью иконописца является созерцание Божественного, а также молитва верующих перед иконой. Я написал много икон, молился перед многими, и при этом привёл к гораздо более глубокой любви Христовой, используя свои смиренные таланты, чтобы явить воплощение другим. Православная Церковь, в своей искренней любви к своим верующим, веками давала нам иконы, чтобы мы могли прийти к более глубокому пониманию Бога. Для человека Бог — тайна, и Церковь в своей мудрости и любви к человеку дала нам икону, чтобы мы могли получить представление о Небесах.