Как правильно читать Евангелие?

В толковании 19-го правила Трулльского собора сербский исследователь Церковного права, епископ Никодим (Милош) писал: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…»
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил так: «…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть». Святитель призывал при чтении не искать восторгов и наслаждения, но пытаться узреть святую истину, без которой душа погибает. Но истина не бывает бездейственна. Она вынуждает по-другому думать и жить. «Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию.» — говорил он. Не стоит довольствоваться пустым, бесплодным чтением, а стараться выполнять заповеди, применять их в своих делах.

Святые отцы, подтвердившие истинность своих взглядов делами и жизнью, утверждают, что Евангелие – это наша главная книга. Она для тех, кто хочет очистить свое сердце и просветить разум. Божественные истины, которые в ней содержатся, ведут нас ко спасению.
В Священном писании говорится о земной жизни Иисуса Христа, Его проповедях, наставлениях. Описывается искупительная смерть, чудесное Воскресение и Вознесение Спасителя. Четыре книги составлены апостолами Христа, евангелистами, – Марком, Матфеем, Лукой, Иоанном.
Традиционно Евангелие читают в храмах. Но для нас важно обращаться к этому источнику мудрости и силы Божией при своей частной, домашней жизни.
В символическом смысле при чтении Евангелия мы слышим голос самого Христа. Он говорит с нашей душой о вневременных вселенских истинах. И в то же время, они удивительным образом актуальны для каждого из нас, а часто и для текущих конкретных жизненных ситуаций. Евангелие – не просто книга, но источник жизни, родник целебной воды.
В переводе с греческого, «евангелиос» означает «благая весть». Людям открылась новая истина: для нашего спасения, для искупления грехов, на Землю пришел Господь. Он примирился с человеком, исцелил его, открыл путь в Царствие Небесное. Когда мы слушаем или читаем Священное Писание, мы идем по этому пути. Мы становимся ближе к самому Богу. В этом значение Евангелия для людей.
Отвечая на вопрос – как читать Евангелие правильно? – приведем некоторые рекомендации.

  • Важно читать его ежедневно, обновлять истину в памяти каждый день. Некоторые святые так часто читали его, что знали наизусть (например прп. Пахомий Великий). Прп. Серафим Саровский в течение каждой недели перечитывал все Евангелие, Деяния и Послания апостолов. Однако, важность чтения для нас не в количестве прочитанного, а том чтобы напитать свою душу духовной пищей.
  • По завету Святых Отцов нужно включить чтение Евангелия и «Апостола» в свое домашнее молитвенное правило. Рекомендуется такая последовательность: одна или две главы «Апостола» и одна глава Евангелия каждый день.
  • Самый простой и распространенный вариант чтения – начинать с первых глав и до последних. А по завершении опять нужно возвращаться к началу. Так у читателя будет формироваться целостная картина повествования, понимание причинно-следственных связей между событиями. Нужно быть готовым к тому, что смысл прочитанного может открываться не сразу, но постепенно, по мере духовного роста читающего.

Во время поста чтение Слова Божия лучше усилить. Желательно больше внимания уделить главам, где описаны последние дней земной жизни Иисуса Христа. Это будет особенно уместно во время Страстной седмицы. Сам процесс чтения всегда должен быть осознанным и серьезным, с надлежащим благоговением.
Протоиерей Серафим Слободской, автор учебника «Закон Божий», писал о том, что читать Слово Божие нужно стоя, перекрестившись один раз перед чтением и три раза после. Однако, если человек не имеет возможности стоять при чтении, не возбраняется делать это сидя.
К чтению Евангелия лучше приступать с молитвами о даровании его разумения. Как говорит прп. Исаак Сириянин: «К словам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне, Господи, принять ощущение заключающейся в них силы». Можно читать молитву, составленную святителем Иоанном Златоустом, святителем Игнатием (Брянчаниновым). По поводу последней можно добавить, что она читается вместе с главами из Святого Евангелия при неприятностях, скорбях. Милосердный Господь избавит просящего от обстояний и неприятностей. Некоторые отцы завещали читать эту молитву с присовокуплением евангельской главы ежедневно.
Учитывая то, что описанные в Священном Писании события происходили очень давно, они могут быть не до конца нами поняты. Еще одна причина — духовная незрелость, невозможность постичь глубинный смысл, заложенный в Писании. Мы должны с детской доверчивостью относиться к текстам и ждать, когда наш разум созреет настолько, чтобы быть способным проникнуть в Божественные тайны. Желательно сопровождать чтение Евангелия толкованиями Святых Отцов.
Это могут быть «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; труд Б. И. Гладкова «Толкование Евангелия»; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, а также иные сочинения.
Чем чаще мы будем обращаться к чтению Святого Евангелия, знакомится с судьбами людей, о которых там говорится, тем лучше сможем их понять. Слово Божие оживет в нашем сердце, оживотворит нашу душу. Это исцелит нас и поможет пройти сквозь бури и штормы житейского моря. Ведь в Евангелии мы можем найти ответы на все вопросы, которые только могут возникнуть на нашем пути.
Священное Писание – животворный родник, к которому мы припадаем сердцами, «алчущими и жаждущими правды». Чем более мы будем богатеть истиной, тем чище будет становиться наше сердце и тем ближе мы будем к Богу уже в этом мире. Как говорит св. Исаак Сириянин: «Чтение Божественных Писаний укрепляет ум, побуждает к молитве, помогает бдению, с которым оно тесно соединено, и подает свет разумению. Чтение удерживает ум от рассеянности, напоминая о Боге, указывает пути святых и делает то, что ум приобретает тонкость и мудрость». Действие Святого Евангелия на человека могущественно. Есть много рассказов о том, как его чтение способствовало преображению души, исцелению от пороков. Святые отцы говорят, что если в человеческое сердце западет хотя бы одно Божие слово, это может даровать душе жизнь на всю вечность.