Почему произошел раскол в христианской церкви

«Отошедшие от всего церковного — что раздетый на морозе, что безоружный среди врагов, что голый и голодный, не имеющий, где главу приклонить… А отступники все свое: много лишнего, случайного, произвольного; надо изменить, отменить, заменить новым. Скажем на это: в Церкви Божией ничего не заведено без нужды. К тому же, учреждаемое учреждалось по благоволению Господа, Главы Церкви, в духе Его и сообразно с обетованиями. Без Господа ничего не вошло в Церковь, ни большое, ни малое; ибо она воистину есть живое тело Его, Им живущее. Стало быть, не шевелись и не затевай новизны, а живи, как все жили и теперь живут по-церковному, усердно исполняя все уставы Церкви. Так, несомненно, Богу угодишь и спасешься, а модничать станешь — Бога прогневишь и душу погубишь».

Святитель Феофан Затворник

Содержание:

Раскол христианской церкви

Раскол христианской церкви

Вселенские соборы — в чем причина схизмы?

Раскол христианской церкви

Сегодня поговорим с вами о том, почему произошёл раскол христианской церкви, приведший к появлению двух характерных её направлений — католицизма и православия. Для того чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к ретроспективе первых лет христианства.

«Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:17-19).

Эту цитату часто используют протестанты — они считают её камнем преткновения многих конфессий. Однако, давайте посмотрим на реальные факты в истории.

«Спросите у сектантов: где у них святые угодники, чудотворцы, преподобные? Их нет у них и быть не может; сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера — не святая, если не являет святых угодников, не освящает людей; не чудотворная, если не имеет своих чудотворцев; не спасительная, так как никого не совершила преподобным; не Христова, потому что не на кресте Христовом основана. Все эти сектантские веры появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума; люди в заблуждении своем воображают, что правильнее и лучше понимают и объясняют Евангелие Христово, чем сама церковь Христова».

Святитель Иоанн Златоуст

История Церкви

К моменту рождения Иисуса Христа в крошечной провинции, название которой — Иудея, грандиозная Римская Империя уже прочно устоялась как крупнейшее государство своего времени, имеющее два выдающихся полюса античной культуры — Рим в самом своём центре и Грецию на востоке. Латинский Рим доминировал благодаря своей жёстко и надёжно выстроенной административной системе, в то время как эллинистическая Греция служила цитаделью философской и научной мысли.

По мере того, как латинская культура приходила в упадок вместе с разрываемой внутренними противоречиями столицей, акцент влияния внутри империи всё больше смещался на восток.

В 330 году император Константин, тот самый, который семнадцатью годами ранее признал христианство государственной религией, перенёс столицу в греческий город Византий, переименовав его в Константинополь, тем самым переместив центр античной цивилизации, в том числе религиозный, на Балканы. При этом Мильтиад, глава римской церкви тех лет, остался нести свою службу в Риме, в пожалованном ему императором Латерианском дворце.

Вселенские соборы — в чем причина схизмы?

Начиная уже со третьего Вселенского собора 381 года епископ Константинополя был официально признан вторым по чести после Римского. В 451 году. А вот на Четвёртом Вселенском соборе глава Константинопольской церкви впервые упоминается как патриарх.

В середине VIII века Византийская империя, ослабленная внутренними противоречиями, а также войнами с Болгарией и Арабским Халифатом, переживает период упадка. Узурпатор Артавазд поддерживает иконоборчество, из-за чего у Константинополя ухудшаются отношения с Римской епархией. Поэтому, папа римский Стефан II, опиравшийся ранее на военную помощь Византии, заключает в войне с лангобардами союз с франкским королём Пипином Коротким.

Стефан объявляет Пипина патрицием и защитником христианской церкви. В ответ на этот жест, а также в память о том, что своим высоким титулом он был обязан в первую очередь именно предшественнику Стефана, папе римскому Захарию, признавшему его в 750 году королём всех франков, Пипин в 756 году дарует Стефану Папскую область — собственные обширные феодальные владения.

Чтобы легитимизировать передачу этих земель под крыло папы, в это же время фальсифицируется документ «Дар Константина» — якобы, письмо, которое император Константин написал римскому епископу Сигизмунду. В письме говорилось, что в благодарность за чудесное излечение императора от проказы, папе Римскому даруются Латерианский дворец, Западноримская империя (в границах Папской области) и верховенство над всеми остальными патриархами. Рим становится независим от Константинополя в военном и экономическом плане.

В 855 году к фактической власти в Константинополе приходит Варда, брат императрицы Феодоры, который изгоняет патриарха Игнатия. Константинопольским патриархом становится Фотий. Римская епархия поддерживает Игнатия — между Римским и Константинопольскими течениями возникает очередной конфликт.

Географическая и культурная удалённость хранящей как античные, так и исконные христианские традиции Византии и активно германизирующегося Рима, затянувшаяся на сотни лет наложила отпечаток на справляемые внутри каждой из епархий ритуалы.

Так, например, римский ритуал предполагал соблюдение поста в субботу, использование хлеба из пресного теста во время проведения литургии, византийский ритуал — пение «Аллилуйя» во время Великого Поста, проведение литургии на хлебе из квасного теста. Однако эти противоречия не были заметны, так как соответствующий обряд проводился строго на территории, находящейся в ведении той или иной епархии. Как видите, все было достаточно сложно.

Норманнские завоевания XI века нарушили баланс Римских и Константинопольских приходов в средиземноморье. Норманны, исповедовавшие римский обряд, захватывали земли, исконно находящиеся в зоне влияния Константинопольского патриархата. Папа Лев IX, даже не будучи союзников норманнов, стремился обратить это в свою пользу и активно способствовал введению римской богослужебной практики на свежезавоёванных территориях.

В 1053 году чаша терпения лопнула и в ответ на это византийский патриарх Михаил Керуларий закрывает в Константинополе все латинские монастыри и церкви, приказывает выбрасывать и топтать ногами Святые Дары, приготовленные из «неправильного» пресного хлеба и, кроме того, отправляет послание с порицанием латинского обряда папе римскому. Кардинал Гумберт Сильва-Кандидский пишет в защиту римского ритуала сочинение «Диалог» , византийский превсвитер Никита Стифат в ответ создаёт трактат «Антидиалог», в котором изобличает римлян.

В 1054 году папа римский Лев IX отправляет своих легатов — представителей воли папы — во главе с Гумбертом прямиком в Константинополь. Он требует Константинопольского патриарха покаяться и признать над собой верховенство Рима. В доказательство приводит «Дар Константина». Керуларий отказывается присягать папе и выгоняет легатов. 16 июля 1054 года легаты принесли на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников.

Помимо слов об исключительности римского папы и наследования им привилегии продолжать дело апостола Петра, грамота содержала следующие обвинения в сторону Константинополя:

  1. Михаил не имеет права оставаться патриархом.
  2. Обвинение в симонии — продаже церковных титулов.
  3. Обвинение в валезианстве — из-за обилия евнухов при дворе императора и даже на службе у патриарха.
  4. Обвинение в ариантстве — повторном крещении, по константинопольскому обычаю, тех, кто исповедовал римский ритуал.
  5. Обвинение в донатизме — якобы, утверждении в неистинности всех остальных церквей, кроме греческой.
  6. Обвинение в николаитстве — позволение духовенству вступать в брак.
  7. Обвинение в севирианстве — злословии законов Моисея.
  8. Обвинение в духоборничестве — не употребление филиокве — в католичестве святой дух исходит не только от Отца, но и от Сына.
  9. Обвинение в манихействе — из-за употребления квасного хлеба в причастии.
  10. Обвинение в назорействе — из-за запрета на крещение младенцев младше восьми дней.

20 июля 1054 года Келуарий в свою очередь отказывается признавать действия легатов. Дело в том, что накануне умирает папа Лев IX, а значит, легаты больше не имеют права выступать от его имени. Патриарх Михаил также придаёт посланников анафеме и ставит в вину исповедникам римского обряда следующие ереси:

  • Брадобритие — „Да не бреете брад ваших“ (Лев. 19, 27).
  • Ересь евстафианства — обязательное безбрачие у духовенства;
  • Филиокве.
  • Употребление пресного хлеба в причастии;
  • Посту в субботу;
  • Допущение женитьбы церковных служителей на родственниках — например, на сестре бывшей жены;
  • Ношение священниками украшений в виде перстней;
  • «Осквернение духовенством рук кровью убитых» — участие священников в войнах в том или ином виде.
  • Несоблюдение Великого поста — поедание в пост продуктов животного происхождения, а также яиц.
  • Поедание «удавленины», мертвячины, мяса с кровью.
  • Поедание католическими монахами свиного сала.
  • Совершения Крещения в одно, а не в три погружения.
  • Изображение Креста Господня и изображение святых на мраморных плитах в церквах и хождение католиками по ним ногами.

Раскол послужил отправной точкой взаимонеприятия двух церквей на долгие века вперёд. Несмотря на почти тысячелетнюю историю, церковный раскол католиков и православных до сих пор является яблоком раздора между представителями обеих конфессий. Несмотря на то, что совместными усилиями Патриарха Константинопольского Афинагора и папы римского Павла VI удалось добиться снятия взаимной анафемы, до разрешения всех противоречий ещё очень и очень далеко.

«Одного только бойся — понимать и толковать слово Божие по своему разуму, через это ты можешь впасть в ересь и вместо спасения погубить на веки душу свою».

Старец Макарий Оптинский.