nachalo-sveta.ru

Сообщение об одном музыкальном театре мира. Музыкальные театры мира. Королевский оперный театр Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания

Близится пора отпусков, и каждый ищет себе отдых по душе. Отдохнуть не просто телом, но душой, приобщиться к мировой культуре и насладиться лучшими театральными постановками вы можете, посетив самые известные театры мира.

1. Театр Диониса

Древние руины в Афинах являются колыбелью западной театральной традиции. Большая часть из того, что мы признаем сегодня настоящим театром, берет свои истоки именно в древнегреческом театре. Большинство архитектурных элементов, использованных в современных театральных зданиях, произошли именно от этого оригинального сооружения.

Сцена, на которой выступали еще древнегреческие актёры, впечатляет до сих пор. Сохранился и травянистый зеленый луг, где актеры отдыхали, когда у них было время перед своей сценой.

Пусть это здание не раз изменялось и перестраивалось, но оно сохранило в себе память множества театральных поколений. Только подумайте, в этом театре ставились трагедии Эвридипа и комедии Аристофана!

Сложно представить себе место, которое бы несло в себе такую же древнюю историю. Дух захватывает от мысли, каким оно было в то время, когда на представлениях присутствовали сами императоры.

Пусть сейчас театр в полуразрушенном состоянии, его величие и красота до сих пор впечатляет каждого туриста, имевшего счастье ступить на древние руины. А возможность свободно побродить и прикоснуться к каждой частичке Театра Диониса точно сделает экскурсию незабываемой!

2 . Шекспировский театр «Глобус»

Если Театр Диониса то же, что Вифлеем для Христианства, то театр Шекспира «Глобус», словно Ватикан для актёра. Уильям Шекспир, бесспорно, является самым великим драматургом в мире. И, даже если его и не существовало на самом деле (а таких версий существует множество, и с каждым годом их всё больше), его влияние на мир театра так обширно, что не один список известных театров не обойдётся без упоминания о «Глобусе».

В отличие от Диониса, шекспировский «Глобус» не просто дыхание истории.Хотя оригинальное здание театра остается всего лишь раскопанными фрагментами, новый театр «Глобус» был построен в Лондоне на Южном Берегу Темзы. Это всего 300 метров от старого здания, и максимально точно копирует его первоначальный вид. Такая максимальная схожесть не мешает «Глобусу» быть оснащенным по всем правилам современного театра. Каждый ценитель театра должен хоть раз попасть в Шекспировский «Глобус».

Посетив этот великий театр, вы сможете насладиться не только точно воссозданной архитектурой 16 века, поучаствовать в различных мероприятиях (написание собственного сонета, бои на мечах и многое другое), но и увидеть одни из лучших театральных постановок в мире.

3. Оперный театр в Сиднее

Театру, расположенному на удалённом материке, абсолютно не соответствующему признанным канонам театров такого рода, должно было бы прийтись нелегко. Но Сиднейский Оперный театр является чем-то принципиально другим. Его уникальный дизайн и расположение делают его одним из иконических изображений Австралии, на одном ряду с кенгуру и тасманийским дьяволом.

Невероятные ощущения можно испытать даже просто находясь рядом с этим величественным зданием. Окруженный со всех сторон водой, с крышей в форме парусов, Сиднейский оперный театр представляет собой живое воплощение человеческого гения в архитектуре.

Самый большой орган, самый большой занавес, самая смелая идея, притворённая в жизнь – все это вы сможете увидеть, решившись отправиться в Сиднейский оперный театр!

4. Ла Скала, Милан

Основанный на прежней территории поселения церкви Санта-Марии делла Скала, Ла Скала - самый известный оперный театр в мире, первый пункт каждой экскурсии по Милану. Тут ставились самые известные оперы всех времен, и тут впервые прозвучали такие имена, как Артуро Тосканини, Рикардо Мути, Гаваццени Джанандреа.

Этот оперный театр ведет свою блестящую историю с 18 века. Лучшие режиссеры и композиторы, лучшие певцы и актёры, великие примадонны выходили на сцену этого впечатляющего сооружения.

Роскошь и богатство Ла Скала не оставляет равнодушным ни одного зрителя. Каждый любитель оперы мечтает хоть раз попасть на оперу в Ла Скала, насладиться чудесной музыкой и пропитаться атмосферой великого искусства.

5. Большой Театр в Москве

Ну а если Вы не хотите или не имеете возможности ехать далеко за эстетическим удовольствием и яркими впечатлениями, стоит задуматься о посещении Большого Театра в Москве.

Другое такое великолепное и полное величия сооружение, без сомнения с яркой и противоречивой историей найти сложно. Большой Театр всегда привлекал туристов со всего света и имел мировое признание. А отличный репертуар, имеющий успех во многих странах, не оставит недовольным ценителя театрального искусства.

В течение длительного времени многие из этих театров оперы, построенных столетия назад, восхищали общество, демонстрируя таланты бесчисленных исполнителей и музыкантов. Возведённые в наше время театры довольно сильно отличаются от своих предшественников современной архитектурой и внутренним убранством, однако все оперные театры объединяет одно — любовь к искусству.

После покушения на жизнь Наполеона III в 1858 году в здании старой оперы император отказался его посещать и потребовал построить новое здание. Архитектором стал Шарль Гарнье. Работы по возведению оперы длились 15 лет - с 1860 по 1875 года с многочисленными перерывами из-за войны 1870 года.

В 1783 году был открыт Большой Каменный театр, от которого ведется отсчёт истории Мариинского театра. Со временем спектакли оперной труппы были перенесены на сцену Театра-цирка, сгоревшего в 1859 году. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который и был назван Мариинским. Первый театральный сезон в нем был открыт в 1860 году.

Строительство этого культурного центра велось по проекту архитектурного бюро MAD Architects с 2010 по 2015 года. Доступ на территорию и в здание оперы свободен: попасть туда могут все желающие.

Этот театр, построенный по проекту датского архитектора Йорна Утзона, был открыт в 1973 году королевой Великобритании Елизаветой II. Планировалось, что строительство театра займет 4 года и будет стоить 7 миллионов австралийских долларов, однако опера строилась 14 лет и обошлась в 102 миллиона долларов.

Здание театра было построено по заказу графа Франца Антона Ностица-Ринека в 1783 году. Здесь состоялись премьеры опер Моцарта «Дон Жуан» и «Милосердие Тита». Этими спектаклями дирижировал сам автор, и на сегодняшний день - это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, где выступал гениальный композитор.

Концертный зал был построен архитектором Луисом Доменек-и-Монтанером в 1908 году. Возведение объекта велось в основном на деньги пожертвований; первый камень был заложен в 1905 году. Дворец каталонской музыки включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ранее в Венеции ведущим театром считался театр Сан-Бенедетто, однако после разрушительного пожара на смену ему пришёл театр с новым названием «La Fenice», открытие которого состоялось в 1792 году. Однако и ему пришлось пережить пожары в 1837 году, и второй, совершенно разрушительный, в 1996 году. Заново отстроенный он открылся уже в 2003 году.

Строительство театра осуществлялось архитектурным бюро Snøhetta на протяжении 4-х лет - с 2003 по 2007 года. Сцена оперного театра в Осло является одной из самых технически оснащённых в мире. Она состоит из 16 независимых площадок, каждая из которых может подниматься, наклоняться и даже вращаться.

Ведущий оперный театр США был открыт в 1883 году. В 1910-е годы Метрополитен-опера окончательно утвердился как театр, который ставит оперы на языке оригинала. Сейчас в театре действует уникальная система перевода: текст оперы отображается на экранах, вмонтированных в спинку сидений каждого ряда.

Когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрыленным радостным предчувствием. Оркестранты уже настраивают инструменты. Публика неспешно рассаживается по своим местам. И этот пестрый шум обещает нечто таинственное, чудесное. Вот меркнет свет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижер взмахнул палочкой, и оркестр зазвучал удивительно стройно. Начинается увертюра.

Оперный театр – совершенно особое здание. Ведь для того, чтобы проводить оперные и балетные спектакли, нужны большая сцена с техническим оборудованием (для перемещения кулис и декораций), оркестровая яма и зрительный зал, театральные мастерские, репетиционные помещения, а также кассы, гардероб, буфет и т.д. Конечно же, такому внушительному заведению требуется огромное количество работников самых разнообразных профессий. Среди них – солисты театра, хористы, оркестранты, балетная труппа, директоры, режиссеры, драматурги, балетмейстеры, костюмеры, швеи, работники сцены, специалисты по свету и звуку, вахтеры, работники гардероба, уборщики... Каждый из оперных театров (их ведь не так уж много в мире) имеет собственную неповторимую историю. Вот некоторые из них, пожалуй, самые знаменитые.

«Гранд-Опера» («Большая опера»). ФРАНЦИЯ

Ни один оперный театр мира не был в течение целых столетий таким вершителем оперных судеб, как парижская Гранд-Опера. Сюда стремились оперные композиторы многих стран. К кому-то приходили слава и богатство, других же ожидали отчаяние и безнадежность. Здесь пришло признание к Кристофу Виллибальду Глюку, тут была с триумфом принята последняя опера Россини, здесь же жесточайшее разочарование постигло Вагнера. Именно в стенах Гранд-Опера получил наиболее полное воплощение тип грандиозного и роскошного оперного спектакля. Постановочные традиции этого театра оказали большое влияние на облик оперного спектакля крупных форм во всем мировом оперном искусстве.

Гранд-Опера – крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Его официальное название – «Национальная академия музыки и танца». В момент основания театр получил название «Королевская академия музыки». 3 марта 1671 г. состоялась первая постановка на новой сцене. Для этого торжественного события была выбрана музыкальная трагедия «Помона», написанная основателями театра поэтом П. Перру и композитором Р. Камберу.
В XVII-XVIII вв. в Гранд-Опера ставились преимущественно оперы французских композиторов, в частности, Люлли и Рамо. С конца XVIII в. появился также итальянский и немецкий репертуар. В XIX веке на сцене Гранд-Опера царили постановки с музыкой Россини, Доницетти, Верди. Среди премьер ХХ века отметим оперу «Мавра» Стравинского.
Свой современный облик здание театра получило в 1875 г., когда было закончено его строительство по проекту архитектора Шарля Гарнье. Фасад Гранд-Опера, обустроенный Гарнье, поражает обилием декоративных элементов. Здание стоит на возвышении, которое представляет собой несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед ними множество скульптурных групп. Второй этаж отличается изяществом высоких парных колонн, обрамляющих огромные окна. Роскошен и интерьер театра. Большая лестница отделана великолепным белым мрамором, свод украшен фресками Исидора Пилза, плафон зрительного зала расписан в 1964 г. выдающимся художником Марком Шагалом.

На протяжении трех веков театр является одним из центров европейской оперной культуры. Здесь пели Виардо-Гарсиа, Джулия Гризи, Карузо, Шаляпин, выступали многие зарубежные труппы, шли спектакли дягилевской антрепризы.

«Ла Скала». ИТАЛИЯ

Второй крупнейший прославленный на весь мир оперный театр – «Ла Скала» – находится в итальянском городе Милане. Он появился во второй половине XVIII в., в пору расцвета музыкально-театральной жизни Италии. Здание воздвигнуто по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини на месте старинной церкви Санта Мария делла Скала. Его архитектурный облик определяют античная простота форм, строгость и благородство. Итальянцы чрезвычайно почитают свой театр, его славные традиции, и по праву считают театр национальным достоянием.

Здание почти без изменений сохранилось до наших дней. В глубине нижнего фойе высятся четыре мраморные статуи. Это монументы великим композиторам Италии – Россини, Беллини, Доницетти и Верди. В музее театра «Ла Скала» хранятся реликвии, дорогие для поклонников: очки Россини, светлый локон волос Беллини, гипсовый слепок руки Шопена. Привлекает внимание и небольшая афиша, оповещавшая миланцев, что 3 августа 1778 г. оперой Антонио Сальери «Признанная Европа» открывается новый королевско-герцовский театр.

История этого театра – одновременно и история итальянского оперного творчества и вокального искусства. В первой четверти XIX в. репертуар “Ла Скала” составляли произведения Чимарозы, Керубини, Цингарелли. Большую славу театру принесли постановки опер Доницетти, Россини, Беллини. Целую эпоху в развитии Ла Скала составили творения Верди. Здесь были поставлены все 26 опер композитора. Постепенно на сцене формировался стиль классического бельканто, что в переводе с итальянского означает «прекрасное пение». Он отличался особой легкостью и красотой звучания, предельной выразительностью, оттачивался в операх композиторов Пуччини, Масканьи, Леонкавалло.

В 1901 г. в миланском театре произошло выдающееся событие. В новой постановке оперы А. Бойто «Мефистофель» впервые за рубежом выступил русский бас Федор Иванович Шаляпин. Затем он неоднократно исполнял на сцене «Ла Скала» свои лучшие роли («Борис Годунов», «Иван Грозный»), открыв итальянской публике красоту и мощь русской классической оперы. Шаляпин начал новую эру в итальянском оперном искусстве; после его выступления уже невозможно было просто исполнять свою музыкальную партию (пусть и очень хорошо), нужно было и великолепно играть, создавать образ в музыкальном спектакле. Итальянские певцы усвоили этот «русский» урок и стали больше внимания уделять актерскому мастерству.
Удивительно, но в «Ла Скала» нет постоянной труппы солистов. На ведущие партии приглашаются и певцы из других стран. Неоднократно там выступали Ирина Архипова, Елена Образцова, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко и многие другие русские вокалисты. А итальянские артисты с огромным успехом давали спектакли на сцене Большого театра.

Берлинский оперный театр. ГЕРМАНИЯ

Старейший театр Европы. Он прошел долгий и трудный путь – от придворной труппы до ведущего музыкального театра. В XVIII в. на прусском престоле восседал король Фридрих II. Одним из украшений его двора были музыка и музыканты. Исполняя волю короля, придворный архитектор Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф приступил к строительству театрального здания. Оно было торжественно открыто 7 декабря 1742 г. К этому же времени был создан оркестр и хор. Первым произведением, поставленным на сцене нового театра, стала опера придворного композитора Карла Генриха Грауна «Клеопатра и Цезарь». И если это произведение принадлежало перу немецкого автора, то в дальнейшем репертуар театра, как правило, включал модные тогда итальянские оперы. Это отвечало вкусам и самого Фридриха II, и его наследников.

После свержения монархии в 1818 году Берлинская опера стала государственной. На ее сцене в этот период были поставлены десятки музыкальных сочинений. За дирижёрским пультом стояли выдающиеся Р. Штраус, Л. Блех, Э. Клейбер. В спектаклях участвовали лучшие мировые певцы: Э. Карузо и Б.Джильи.

Во время войны здание театра было разрушено. После восстановления с 1955 года в знаменитом театре снова идут бессмертные творения Генделя, Глюка, Вагнера, Штрауса. Театр осуществляет интересные постановки опер и балетов П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна.

Венский оперный театр. АВСТРИЯ

Немалую роль в развитии оперного искусства Европы и мира сыграл Венский оперный театр. Здание Венской оперы было построено в 1869 г. по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга, а интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль. Долгое время театр считался одним из красивейших в мире. Открытие этого здания театра было ознаменовано постановкой оперы Моцарта «Дон Жуан».
В 1897 г. во главе театра стал выдающийся композитор и дирижер Густав Малер, который привлек к работе таких мастеров, как Бруно Вальтер, Франц Шальк. В тот период на сцене Венской государственной оперы были поставлены оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского.

В 1945 г. здание пострадало во время бомбардировки. Десять лет спектакли шли на других площадках. Новый сезон в восстановленном театре начался в 1955 г. под руководством прославленного Герберта фон Караяна.
Венская государственная опера предлагает слушателям очень разнообразный репертуар, считаясь при этом хранительницей лучших традиций венской классической школы.

Продолжение следует.

Лариса Путинцева.

Ла Скала, Милан, Италия

В истории оперы нет другого оперного театра, столь же почитаемого, столь же часто копируемого, столь же часто упоминаемого в качестве эталона для сравнения, как "Ла Скала". Но "Ла Скала" - это отнюдь не только красивое место для оперных постановок, это самый символ оперы - итальянской оперы.

Потому открытие в 1946 году восстановленного театра, который был разрушен во время бомбёжки в 1943 году, было, быть может, самым впечатляющим знаком преодоления последствий катастрофы второй мировой войны.

История "Ла Скалы" восходит к 1776 году, когда по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини началось строительство нового театра на месте церкви Санта-Мария делла Скала (откуда театр получил своё название).

Закончилось это строительство в 1778 году. Для открытия нового театра, которое состоялось 3 августа 1778 года Антонио Сальери специально сочинил оперу "Узнанная Европа" (прежде предложение было сделано Глюку, но тот отказался).
До конца XVIII века на сцене "Ла Скалы" ставились также драматические спектакли, и только в начале XIX века театр стал исключительно оперным. В 1812 году на его сцене прошла премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень", положившая начало россиниевскому периоду истории театра. С 30-х годов XIX века история "Ла Скалы" связана с творчеством Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди. Во второй половине XIX века путь на сцену "Ла Скалы" находят оперные шедевры иностранных композиторов. Здесь впервые в Италии были поставлены "Фауст" Гуно, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Зигфрид", "Парсифаль" Вагнера, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. Чайковского, "Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского.
Миланская публика - это совершенно особый разговор. Она может восторженно превознести, но может и безжалостно растоптать. И это невзирая на имена. В 1904 году, например, "Мадам Баттерфляй" Пуччини на премьере в "Ла Скале" получила такой плохой приём, что была исключена из репертуара театра более чем на двадцать лет и вновь дана лишь в 1925 году. Волнующая история рассказывается об исполнении "Турандот" - оперы, которую Пуччини не успел закончить. После смерти композитора её дописал, как известно, Франко Альфано. Премьерой в "Ла Скале" дирижировал Артуро Тосканини. Дойдя до того момента, где прерывается запись Пуччини, Тосканини положил свою палочку, повернулся к публике и сказал: "Здесь опера кончилась. Маэстро умер", после чего покинул дирижёрский пульт.


Опера Гарнье, Париж, Франция"Гранд-Опера" (Grand Opera)

- государственный

оперный театр,

крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Его официальное название в настоящее время - "Национальная академия музыки и танца"

В момент своего основания - в 1669 году - театр назывался Королевской академией музыки. Король Людовик XIV выдал патент поэту П. Перрену и композитору Р. Камберу на организацию постоянного оперного театра в Париже. В 1671 году после объединения с Королевской академией танца театр был преобразован в Королевскую академию музыки и танца, которая начала свою деятельность 3 марта 1671 года постановкой музыкальной трагедии "Помона", написанной его основателями - П. Перреном и Р. Камбером. После Великой французской революции театр не раз менял своё официальное название - "Театр Искусств", "Театр республики и Искусств", "Театр Оперы", "Императоская академия музыки", "Королевская академия музыки и танца". В 1871 году театр получил своё теперешнее официальное название.

Свой современный облик здание "Гранд-Опера" (неофициальное название театра) получило в 1875 году, когда было закончено его строительство. Автором проекта был архитектор Шарль Гарнье (отсюда ещё одно название - "Палас Гарнье"). Строительство здания велось с 1862 года. В результате получилось одно из самых интересных произведений архитектуры эпохи Наполеона III. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа - восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо "Танец". Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана великолепным белым мрамором; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.

Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия
Мариинский театр

Мой любимый театр.

Надевайте свои лучшие смокинги и вечерние платья, дамы и господа!

МАРИИНКА!

- символ русской культуры.

Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года,

когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.
В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло "На Луне". Площадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836 его реконструировал Альберт Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885-1886 годов, и петербургская балетная труппа.
Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге". Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок - таков уникальный колорит зрительного зала - самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса - в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов.

Венгерский государственный оперный театр, Будапешт, Венгрия
БУДАПЕШТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

В 1872 году сразу после слияния Буды и Пешта и образования Будапешта по инициативе Ференца Листа и Ференца Эркеля, двух выдающихся венгерских композиторов, был создан комитет, возглавивший работы по строительству в городе оперного театра. К тому времени оперные спектакли давались в Венгрии вот уже почти двести лет. Это происходило в аристократических домах, например, у графа Я. Эрдёди. Ставились оперы Г. Бенды, К. Диттерсдорфа, Дж. Паизиелло, А. Сальери, А. Гретри.
Cтроительство здания театра началось в 1875 году. Автором проекта был архитектор Миклош Ибли. На строительстве использовались исключительно венгерские мастера и художники. Через девять лет - в 1884 году - оперный театр был открыт. В торжественной церемонии участвовал император Австро-Венгерской империи Франц-Йозеф. Театр назывался Королевский Венгерский оперный театр. На открытии были исполнены две венгерские оперы "Банк Бан" и "Ласло Хуньяди" Эркеля и первый акт немецкой оперы "Лоэнгрин" Вагнера.
После своего открытия, прошедшего с большой помпой, театр испытывал значительные финансовые трудности. В 1888 году директором театра на три года становится Густав Малер. Вместе с его венгеским коллегой Иштваном Кернеромоном Малер поднимает театр на очень высокий музыкальный уровень. Он приглашает иностранных исполнителей, с вниманием относится к венгеским певцам. С приходом на должность директора Шандора Хенеси расширился венгерский репертуар театра. Перед первой мировой войной широкой публике были впервые представлены два произведения Белы Бартока - балет "Деревянный принц" и опера "замок герцога Синяя Борода".
Межвоенная эпоха - время выступлений в театре самых знаменитых дирижёров - Томаса Бичема, Бруно Вальтера, Герберта фон Караяна.
Современный свой облик театр получил после реконструкции, которая началась в 1980 году и продолжалась 4 года. Вновь открытый в 1984, в год своего столетия, театр стал одним из лучших в Европе.

Метрополитен Опера, Нью-Йорк, США
«Метрополитен-опера»

(Metropolitan Opera), ведущий оперный театр в США.

Открыт в 1883 в Нью-Йорке.

Здание построено по проекту архитектора Дж. К. Кейди. Зрительный зал на 3625 мест. Единственный в США постоянный оперный театр (работает 7 месяцев в году). Создан на средства акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». Субсидируется крупными фирмами, обществами, частными лицами. Хор, оркестр и вспомогательные коллективы стабильны; солисты и дирижёры приглашаются на определённые сезоны или на спектакли (по контрактам). Оперы исполняются на языке оригинала. Произведения американских авторов и современных композиторов др. стран ставятся редко, в репертуаре - мировая классика: оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Г. Доницетти, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Ж. Визе, В. А. Моцарта, Р. Штрауса и др. Успехом пользуются произведения русских композиторов («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

Королевский оперный театр Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания

КОВЕНТ ГАРДЕН

(Covent Garden)
Ковент Гарден (Covent Garden) - королевский оперный театр в Лондоне (Royal Opera House).
Крупнейшая оперная сцена Великобритании. Основан в 1732, как оперный и драматический театр (2250 мест). В 1808 перестроен, с 1847 становится исключительно оперным театром (это событие было отмечено постановкой оперы Россини "Семирамида"). После большого пожара 1856 театр вновь отстроен и в таком виде сохранился до наших дней.
В 1892 получил название Королевского оперного театра. В год открытия здесь была поставлена "Опера нищих" Пепуша. В 1734-37 состоялись премьеры ряда опер Генделя ("Верный пастух", "Ариодант", "Альцина" и другие), специально для Ковент Гардена Вебером написана опера "Оберон" (1826). В XIX веке в Ковент Гардене выступали крупнейшие певцы того времени Малибран, Тамбурини, Джулия Гризи, Патти. В конце XIX века в театре впервые в мире вводится традиция исполнения сочинения на языке оригинала.
В 1892 Гамбургской труппой под управлением Малера здесь была показана тетралогия "Кольцо нибелунга". Среди важнейших постановок XX века отметим "Электру" (1910), оперу Дилиуса "Сельские Ромео и Джульетта" (1910), "Бориса Годунова" (1928, с Шаляпиным в заглавной партии), "Норму" (1953, c Каллас). В 1961 на сцене Ковент Гардена была поставлена опера "Пиковая дама" (дирижёр Мелик-Пашаев), в 1962 партию Аиды здесь пела Вишневская. Важное место в репертуаре театра занимает английская опера и, прежде всего, оперы Бриттена. В Ковент Гардене прошли мировые премьеры его произведений "Билли Бад" (1951), "Глориана" (1953). Среди постановок последних лет "Сон в летнюю ночь" (1986), "Питер Граймс" (1995). На сцене театра прошли также премьеры ряда опер Г. Бишопа (1786-1855), бывшего в 1810-24 главным дирижёром театра, Воана-Уильямса, Типпетта, Уолтона. Здесь долгое время пела Сазерленд. Среди главных дирижёров Шолти, Дейвис, Хайтинк. В конце 1950-х годов в Ковент Гардене осуществил ряд постановок выдающийся кинорежиссёр Висконти. Здесь состоялась премьера оперы П. Дейвиса (р. 1934) "Тавернер" (1972).
Спектакли театра отличаются высоким художественным уровнем. Многих молодых певцов после успеха в Ковент Гардене ждала блестящая карьера. Так, например, случилось после блистательной премьеры "Травиаты" в 1994 (дирижировал Шолти) с исполнительницей партии Виолетты румынкой Георгиу. С 1946 на сцене Ковент Гардена выступает также балетная труппа "Сэдлерс-Уэлс-балле". С 1995 в Ковент Гардене проводятся ежегодные "Вердиевские фестивали".

Оперный театр Сан-Карло,

Неаполь, Италия
САН-КАРЛО

(Teatro San Carlo)
Сан-Карло (Teatro San Carlo) - оперный театр в Неаполе (Италия). Открыт в 1737 году. В 1816 году был восстановлен после пожара. В театре 3500 мест. Наибольший рассвет театр пережил в 1809-40, когда его руководителем был знаменитый импрессарио Барбайя.
На сцене театра прошли мировые премьеры ряда опер Россини ("Елизавета, королева Англии", 1815; "Моисей в Египте", 1818; "Дева озера", 1819; "Магомет II", 1820; "Зельмира", 1822), Доницетти ("Фауста", 1832; "Лючия ди Ламмермур", 1835; "Полиевкт, 1848); Верди ("Луиза Миллер", 1849) и другие.
Среди певцов, выступавших в театре: Донцелли, Ноццари, Кольбран, Паста, Патти, Таманьо (XIX век), Джильи, Лаури-Вольпи, Бергонци, Гедда, Гяуров, Доминго, Кабалье (XX век). Среди дирижёров Молинари-Праделли, Решиньо, Серафин, Д. Орен и другие.

Баварская государственная опера, Мюнхен, Германия
Баварская государственная опера

(Bayerische Staatsoper) - одна из ведущих оперных сцен Германии. Находится в Мюнхене (2100) мест. Основана в 1818 году. В 1963 открыта после реставрации спектаклем "Женщина без тени" Р. Штрауса. Среди главных дирижёров: Бюлов, Мотль, Вальтер, Кнаппертсбуш, Шолти, Кемпе, Заваллиш, Шнайдер. Значительный вклад в деятельность театра внёс режиссёр Поннель. С 1992 театром руководит известный театральный деятель П. Джонас, ранее возглавлявший Английскую Национальную оперу. Летом в театре проходит традиционный фестиваль (оперы, балеты, концерты). На сцене театра прошли мировые премьеры ряда опер Вагнера, Пфицнера, Корнгольда, Хенце и других.

Оперный театр «Колон», Буэнос-Айрес, Аргентина

ТЕАТР КОЛОН

(Teatro Colon)
Театр Колон (Teatro Colon) - национальный оперный театр Аргентины (Буэнос-Айрес).

Крупнейшая оперная сцена Южной Америки. Театр открыт в 1908 спектаклем "Аида". В год открытия в нём выступала выдающаяся итальянская труппа, в которую входили Руффо, Шаляпин и другие.
В театре 2478 мест. Сезон длится с мая по декабрь. На сцене театра выступали многие знаменитые певцы XX века: Карузо, Гобби, Дель Монако, Тебальди и другие, дирижёры Тосканини, Клемперер, Э. Клейбер.
Значительное место в репертуаре театра всегда занимала русская классика. Здесь ставились оперы "Борис Годунов" и "Демон" (обе в 1909), "Евгений Онегин" (1911), "Пиковая дама" (1924, с участием русских певцов), "Хованщина" (1929), "Садко" (1930) и другие. Здесь выступала труппа Дягилева в 1913-17 годах. Эти традиции сохранились и до наших дней. Так, в 1996 в театре гастролировала труппа Московского камерного музыкального театра под управлением Покровского (были показаны спектакли "Нос" Шостаковича, "Четыре девочки" Денисова).

и

Древние греки, разыгрывая мистерии в честь бога Диониса, не подозревали, что становятся родоначальниками нового искусства. Имена Еврипида, Софокла и Аристофана – отцов древнегреческого театра – известны любому образованному человеку в наши дни, а отдельные их пьесы не сходят с театральных подмостков даже в век цифровых технологий. Говоря о театральных подмостках, следует отметить, что появившиеся в эпоху античности амфитеатры были основательно «забыты» в средние века, когда театрализованные представления устраивались в церквях или прямо на рыночных площадях.

К XVI веку ситуация в Европе меняется: для развлечения публики строятся первые театры. Сегодня «храмы Мельпомены» есть в любой стране, а некоторые из них приобрели вполне заслуженную мировую известность.

Ковент-Гарден, Лондон . Ковент-Гарден – район британской столицы, – давший название, построенному здесь театру. Его открытие состоялось в декабре 1732 г., и практически сразу же театр стал одним из лучших в Лондоне. Спустя два года, кроме драматических спектаклей, в Ковент-Гардене поставили балет и оперу Георга Генделя, занимавшего в то время должность музыкального руководителя театра. Ковент-Гарден горел два раза, в 1808 и 1856 гг., нынешнее здание театра, построенное в 1858 г., было полностью реконструировано в 1990-е годы. На его сцене выступали и выступают многие известные оперные певцы, а сам Ковент-Гарден известен тем, что в отличие от многих других театров, здесь можно послушать оперы на языке оригинала.

Ла Скала, Милан . Тот факт, что в список самых известных театров мира входит итальянская Ла Скала, не должен вызывать удивления. Театры на Апеннинском полуострове существовали еще во времена Римской империи, да и современное оперное искусство берет свое начало в Италии эпохи Возрождения. Театр Ла Скала открылся в 1778 г. постановкой оперы «Признанная Европа». Ее автором был Антонио Сальери – известный герой пушкинской поэмы и в свое время довольно популярный композитор. С тех пор в театре Ла Скала состоялись премьеры опер многих итальянских композиторов с мировым именем, таких как Пуччини, Беллини, Верди и Россини. В 2004 г. после трехлетней реконструкции театральный сезон на обновленной сцене открылся, как и много лет назад, оперой Сальери «Признанная Европа». Кстати, именно театр Ла Скала носит титул самого известного театра в мире по версии портала Samogo.Net.

Гранд Опера, Париж . Без сомнения, это самый знаменитый театр Франции, чья история начинает в 1669 г., когда композитор Камбер и поэт Перрен с согласия короля Людовика XIV основали оперный театр в Париже. В течение веков французская Мельпомена несколько раз меняла название и место расположения, пока окончательно не «поселилась» в IX округе столицы в здании, построенном по проекту архитектора Шарля Гарнье в 1875г. На сцене Гранд Опера в разное время шли постановки опер итальянских, французских и немецких композиторов, здесь же состоялась премьера оперы «Мавра» русского композитора И. Стравинского. Ныне театр Гранд Опера носит название Дворец Гарнье и остается одним из самых посещаемых театров мира.

Большой театр, Москва . 26 марта 1776 г. Екатерина Великая пожаловала князю П. Урусову привилегию содержать спектакли и прочие увеселения в течение следующих десяти лет. По традиции эта дата считается «днем рождения» Большого театра. Состав первой труппы был достаточно разношерстным – от крепостных актеров до иностранных знаменитостей. Здание для театра построили в 1780 г. на берегу Неглинки, его репертуар состоял в основном из балетов и комических опер итальянских и русских авторов. В 1825 году театральная труппа переехала в новое здание, акустические свойства которого считались на то время одними из лучших в мире. На сцене Большого театра состоялось немало премьер известных опер, например «Черевичек» и «Мазепы» П. Чайковского или «Алеко» и «Скупого рыцаря» С. Рахманинова. Большой театр неоднократно принимал труппы своих «коллег» – миланского театра Ла Скала и Венской оперы.

Венская опера, Австрия . То, что оперный театр Вены – один из лучших в мире, вполне логично, ведь Австрия – родина многих известных композиторов. Открытие нынешнего здания театра состоялось в мае 1869 года оперой Моцарта «Дон Жуан». Хотя вначале театр, построенный в стиле неоренессанса, подвергся беспощадной критике, со временем архитектурное воплощение Венской оперы получило признание, и до сих пор этот театр считается одним из красивейших в мире. Здание, частично разрушенное в годы Второй мировой войны, было восстановлено и торжественно открыто в 1955 году оперой Бетховена «Фиделио». Ни один театр мира не может сравниться с Венской оперой по количеству спектаклей: каждый год здесь ставится не менее 60 опер, которыми любители театрального искусства могут наслаждаться 285 дней в году. Другим, заслуживающим упоминания фактом, является проведение ежегодного «Оперного бала», на который съезжается огромное число как участников, так и зрителей.

Метрополитен-опера, Нью-Йорк . Самый молодой из корифеев театрального искусства. Открытие его состоялось в 1883 году оперой Ш. Гуно «Фауст». Удивительно, но со дня своего основания и вот уже более ста лет, театр существует исключительно на средства частных лиц и фирм. В Линкольн-центр на Манхэттене Метрополитен-опера переехала в 1966 г. Здание театра, безусловно, уступает своим европейским собратьям по роскоши внутреннего убранства, зато уверенно лидирует в использовании современных технологий. Спектакли в Метрополитен-опера идут ежедневно в течение семи месяцев, а в июле труппа дает бесплатные представления в городских парках, куда собирается огромное число зрителей. На сцене Метрополитен-опера в разное время пели выдающиеся певцы своего времени: Федор Шаляпин, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Галина Вишневская, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский и многие другие.

Как же ошибались те, кто считал: с появлением кинематографа, а позднее телевидения, театр, как отдельный вид искусства, уйдет в небытие. Время опровергло подобные прогнозы – значение слова «аншлаг» хорошо знакомо многим театрам мира даже в наши дни.

Загрузка...