nachalo-sveta.ru

Средневековый замок в Крыму: Воронцовский дворец — всё что нужно узнать перед посещением. Воронцовский дворец в Крыму – роскошный замок в окружении парка Воронцовский дворец в крыму исторические факты

В 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края, в состав которого в то время входил Крым, становится герой Отечественной войны 1812 года граф Михаил Семенович Воронцов. Развитие Крыма многим обязано этому волевому и энергичному человеку. Под его началом строится шоссе на южном берегу Крыма, бурное развитие получает аграрная и особенно винодельческая отрасль, стремительно растет количество промышленных предприятий. В 1828 году начинается история черноморского пароходства. В эти же годы граф активно скупает земли у местного татарского населения и мечтает о создании своего дворца.

Строительство дворца продолжалось в течение 20 лет.

После смерти в 1829 году Томаса Хариссона в 1831 году граф Воронцов неожиданно распоряжается остановить строительство дворца и кардинально изменить стиль неоклассический стиль дворца. Граф приглашает одного из талантливейшего архитектора того времени — Эдварда Блора. По задумке архитектора дворец строится в стиле английской готики. В этом же году начинается строительство главного корпуса. Строительным материалом для возведения стен послужил диабаз – горная порода вулканического происхождения, которая в несколько раз крепче гранита. Залежи этого камня в изобилии находятся рядом. Диабаз очень трудно подвергается обработке, но графа Воронцова это не останавливает, ведь он был богатейшим человеком в стране и под его началом трудилось более 60000 крепостных. В земляных работах принимал участие даже саперный батальон, солдаты которого трудились на сооружении террас с южной стороны фасада.


Интересный факт: архитектор Блор ни разу не побывал на строительной площадке. Все представление о рельефе местности он получил с многочисленных рисунков и гравюр.

В 1948 году строительство дворца подошло к концу. Воронцовский дворец состоит из пяти корпусов, украшенных башнями, которые соединяются между собой разнообразными переходами, лестницами и двориками. Архитектору удалось органически вписать вытянутые с запада на восток корпуса в горный ландшафт местности. Внешне дворец очень сильно напоминает родовой феодальный замок в Англии.

Интерьеры дворца

Роскошью своей отделки интерьеры Воронцовского дворца ничем не уступает Ливадийскому дворцу. Отделка комнат почти полностью сохранилась. Каждое помещение, а их всего около 150, имеет выполнено в персональном стиле. Материалы, которые были использованы в отделке, нашли свое отражение в названиях комнат. Китайский кабинет отделан тончайшей рисовой соломкой, элементы декора вышиты бисером и шелком. Отделка Ситцевой комнаты искусно выполнена именно из этой ткани. Самым светлым помещением Воронцовского дворца является Голубая гостиная, изюминкой которой является орнамент из лепнины в виде лепестков и листьев. Всего их около трех тысяч и каждый из них не похож на другой. Отдельным шедевром архитектурного искусства являются камины дворца. В каждой комнате они неповторимы и исполнены из различных материалов.

Алупкинский парк

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который является жемчужиной ландшафтного дизайна. Создавал этот шедевр Главный садовник Южного берега Крыма Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Парк раскинулся на площади 40 гектар. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. На территории парка искусственно созданы три водоема.

Интересный факт: Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.

Достопримечательностью парка является груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Также в парке построено большое количество фонтанов.




поляна в парке




Интересные факты о Воронцовском дворце

Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. Стоимость разбивки парки выше в два раза строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей, огромная сумма по тем временам. Воронцовский дворец – одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод. С 1921 года в дворцовом комплексе функционирует музей. Лишь после Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Дело в том, что лестница со стороны фасада, который обращен к морю, украшена скульптурами стерегущих львов. Черчиллю, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» — такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил «Конечно же указательный». «Неправильно» — ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.



С Воронцовским дворцом связано немало романтических историй, которые вполне могли бы стать основой для десятка дамских романов. Скажу больше - в любовную интригу был замешан Александр Сергеевич Пушкин. Но обо все по порядку.

Дворец в Алупке настолько гармонично вписан в окружающий ландшафт, повторяя своими мавританскими башенками и готическими зубцами фасадов очертания расположенной в непосредственно близости горной гряды Ай-Петри, что кажется, будто весь этот архитектурно-природный ансамбль был здесь всегда.

Генерал-губернатор Новороссии Михаил Семенович Воронцов начал строительство представительской резиденции в Крыму в 1824 году. Помимо Алупки на юге Крыма Воронцову принадлежали Массандра (Массандровский дворец я показывала здесь), Ай-Даниль и Гурзуф. Но именно Алупкинское имение граф решил превратить в летнюю резиденцию.

Одновременно со строительством дворца началась прокладка дороги от Симферополя к Южному берегу Крыма.

В свете Михаил Семенович Воронцов слыл англоманом, поэтому нет ничего удивительного, что создание проекта дворца он доверил придворному архитектору английской королевы Эдварду Блору. Именно он проектировал Букингемский дворец в Лондоне. Примечательно, что за двадцать лет строительства Блор так ни разу не приехал взглянуть на свое детище. Руководил работами его помощник и ученик Вильям Гунт, благодаря которому в чертежи были внесены некоторые поправки в соответствии с особенностями местности.

За камнем для строительства далеко не ходили - брали прямо из-под ног крымскую вулканическую породу долерит (диабаз): из долерита сложены центральный, столовый, гостевой, библиотечный и хозяйственный корпуса дворцового комплекса. К слову, крымским долеритом вымощена Красная площадь в Москве.

Воронцовский дворец спроектирован в стиле поздней английской готики (стиль эпохи Тюдоров), но с элементами восточной архитектурой, отчего с разных ракурсов он выглядит то как средневековый замок, то как резиденция магометанского правителя.

Причина такого неожиданного сочетания стилей в облике дворца кроется в личностях архитектора и заказчика. Эдвард Блор был хорошо знаком с архитектурой британской колонии - с архитектурой Индии. Поэтому для него не составило труда соединить в одном проекте стиль Тюдоров с вариациями на тему индийской архитектуры периода Великих Моголов. Вероятно, в его представлении такая смесь должна соответствовать Крыму, учитывая, что долгое время полуостров был мусульманским. К тому же, в архитектурной моде превалировали романтические направления, что было по вкусу и графу Воронцову.

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год

С западной стороны находится главный подъезд к дворцовому комплексу. Эта часть Воронцовского дворца напоминает средневековый замок с круглыми сторожевыми башнями, узкими бойницами и глухими крепостными стенами.

Здесь же мы видим Шуваловский корпус и Шуваловский воротный проезд. Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Шуваловский проезд между двух похожих на крепостные стен грубой кладки из серых диабазовых блоков, с круглыми зубчатыми башнями и узкими стрельчатыми окнами заставляют поверить, что мы в средневековом замке.

Шуваловский проезд

Отдельные ворота ведут на хозяйственный двор. В центре двора растет платан, посаженный при строительстве дворца. Здесь же находится музейная касса, где вместо бумажного билета вам выдадут металлический жетон.

Минуя хозяйственные постройки, мы попадаем на парадный двор перед северным фасадом дворца, обращенного окнами к Ай-Петри и верхнему парку.

Cеверный фасад дворца

По словам специалистов, в архитектуре северного фасада с его вертикальными выступами, миниатюрными декоративными башенками и большими окнами-эркерами гармонично сочетаются элементы готики шестнадцатого века и архитектуры эпохи Возрождения.

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца – беломраморный фонтан "Источник Амура".

Обойдем дворец с восточной стороны, чтобы взглянуть на обращенный к морю южный фасад, выполненный по мотивам индийской архитектуры.

Бело-голубая эскедра с двумя ярусами арочных окон украшена двойной зубчатой подковообразной аркой и покрыта лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции. На уровне второго этажа по ее декоративному фризу устроены три балкончика с ажурными решетками и рельефная арабская надпись - шестикратно повторяемое славословие пророку: "И нет победителя, кроме аллаха". В глубине экседры находится широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную дворца, куда мы пойдем чуть позже.

Слева и справа от экседры тянутся два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, покоящейся на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. К западу от эскедры находятся Зимний сад, за ним столовая, и дальше южный фасад Шуваловского корпуса.

От эскеды к морю спускается широкая лестница с тремя парами львов - Львиная терраса. У входа во дворец львы бодрствуют, стоя на страже, на средней площадке лестницы просыпаются или засыпают, а те, что ближе к морю, мирно спят, положив морду на лапы. Заканчивается Львиная терраса площадкой с выходами в нижний парк, к скале Айвазовского и Чайному домику на берегу моря.

Фонтан "Чаша" в нижнем парке

Южная терраса - излюбленное место для фотографирования в красивых позах и красивых нарядах.

Отсюда расходятся тропинки в Нижний Воронцовский парк.

После осмотра дворцового фасада интересно взглянуть на графские покои. Сразу выяснили, что второй этаж и антресоли для осмотра закрыты: было время, когда экскурсанты поднимались в комнаты второго этажа, но от этого страдали потолочные перекрытия первого этаже. В конце концов, в музее решили оставить доступными для туристов только девять залов первого этажа.

Как и многие другие крымские дворцы, после революции 1917 года Воронцовский замок был национализирован, но не превращен в здравницу, а стал музеем дворянского быта. Возможно, это счастливое обстоятельство сыграло не последнюю роль в сохранении дворцовых интерьеров. Во время Великой Отечественной войны дворец был разграблен, но не разрушен. С 1945 по 1955 годы здесь размещалась государственная дача. И наконец, 1956 году здесь вновь открыли музей.

Войдя во дворец с северной стороны, попадаешь в коридор, где раньше находилась гардеробная. Сейчас в шкафах из мореного дуба, полностью закрывающих одну из стен от пола до потолка, хранятся книги Алупкинской библиотеки графа Воронцова, который был известным библиофилом.

Другую стену украшают старинные гравюры, изображающие строительство дворца и Алупкинские пейзажи.

Пейзаж Карло Боссоли "Дворец князя Воронцова в Алупке"

Через коридор мы входим в Парадный кабинет хозяина дворца.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме. Михаил Семёнович был одним из наиболее прославленных героев Отечественной войны 1812 года. Рядом разместились портреты героев Бородино Льва Александровича Нарышкина и Фёдора Семёновича Уварова кисти известного портретиста Джорджа Доу.

Стены кабинета оклеены расписными обоями, которые были специально заказаны в Англии. Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево.

У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

У окна круглый столик из карельской березы. Рядом, за портьерой - небольшой угловой шкафчик, подаренный Воронцовым императрицей Александрой Федоровной, жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимство.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…". К тому же, по числу исполненных Пушкиным портретных рисунков Воронцовой, её образ превосходит все остальные - всего насчитали 17 портретов.

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

Но не будем задерживаться в Китайском кабинете, а пойдем дальше - в Парадный вестибюль.

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

Следуя традициям английского стиля, архитектор соединил вестибюль с покоями второго этажа лестницами, однако спрятал их за стеной, отчего с первого взгляда и не поймешь, как хозяева попадали с первого этажа в свои спальни.

На стенах вестибюля развешаны портреты именитых предков владельцев резиденции, чтобы с порога входящий во дворец имел представление о знатности рода и происхождении хозяев дома. Со стен на нас смотрят родители Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой - графиня Александра Васильевна Браницкая и её супруг, коронный гетман Польши Ксаверий Браницкий. Самое большое полотно - парадный портрет императрицы Екатерины II кисти Рокотова.

Из вестибюля мы проследуем в восточное дворцовое крыло, которое начинается с Голубой гостиной. Невозможно не заметить контраста между соседним парадным вестибюлем и этой залитой солнцем комнатой. Нежно-голубые стены и потолок покрыты лепным узором из листьев и цветов. Как и потолок в Китайского кабинета, искусная лепнина гостиной выполнена Романом Фуртуновым и его помощниками.

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Минуя Зимний сад, не забывая полюбоваться на открывающийся из окон вид на Южную террасу и море, попадаем в следующий зал - Парадную столовую. Это самая большая и помпезная часть дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

С востока к Столовой примыкает Бильярдная. О близости этой комнаты к Столовой напоминают расположенные друг напротив друга два больших натюрморта кисти фламандского художника Петера Снейерса "Кладовая овощей" и "Кладовая с рыбой".

Воронцовы, как и многие другие аристократы, коллекционировали картины. Особенно в то время ценились полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии XVI- XVIII веков.

Это последняя доступная для осмотра комната покоев Воронцовых. Теперь мы можем прогуляться по Верхнему парку.

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

На этом прервем прогулку по Воронцовскому парку, чтобы было зачем возвратиться сюда еще раз.

Приветствую, друзья!

Все ценные архитектурные объекты имеют свою непростую историю, многие тайны и подробности всплывают уже в наше время. Не исключение Воронцовский дворец в Крыму.

Вот вам удивительный факт № 1 – как музей «Дворец графа Воронцова» мог функционировать даже во время немецкой оккупации? А кто из вас знает о «железной комнате» и как получилось, что этот дворец был дороже, чем у самого императора?

Я постараюсь в статье зацепить и эти вопросы. Приступаем к чтению!

Одно то, что на строительство дворца было потрачено 20 лет и 20 млн. серебром, говорит о далеко не простом имении, а настоящем шедевре архитектурного искусства. А если еще добавить к этому имена архитекторов и мастеров, что трудились над его созданием .

Судите сами, руководили проектом и строительством английские и итальянские мастера – Томас Харрисон и Франческо Боффо, а затем и Эдвард Блор, знаменитый архитектор, которому принадлежит ряд таких работ, как Букингемский дворец, шотландский замок Вальтера Скотта, реконструкция лондонских дворцов.

Причем, Блор не приезжал в Алупку, М. Воронцов сам наведывался к нему в Англию с рисунками местного ландшафта, рельефа и пейзажей.

Строительство и все связанные работы с оформлением дворца осуществлялись крепостными, среди которых были великолепные мастера, а впрочем, вы в этом убедитесь при личном посещении имения.

Воронцовский дворец: описание

Не мудрено, что строительство продолжалось так долго, ведь материалом служил местный вулканический камень диабаз, который сначала надо было добыть (взорвать), а потом обточить до нужного размера на блоки. Зато он является очень крепким материалом.

Воронцовский дворец состоит из пяти, соединенных между собой корпусов, в которых насчитывается более 150 помещений. Стоит дворец в окружении роскошного парка, о котором я расскажу в следующей статье.

Изначально, дворец планировалось возводить в стиле неоклассицизма , но после постройки фундамента и смерти одного из архитекторов, Воронцов поменял решение . Сейчас мы видим удивительный дворец-средневековый замок, в архитектурных стилях которого присутствует – английский стиль Тюдор (северная сторона), а также восточный индо-мавританский (южная сторона).

Воронцовский замок из темного камня, с его башенками, шпилями, арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, куполами и тонкими резными узорами прекрасно вписывается в горный и морской пейзажи. А если смотреть снизу, то утопающий в парковой зелени, дворец похож на декорацию к старинному английскому роману.

Немного истории

Граф, князь, а затем губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов полюбил крымскую землю и старался по возможности благоустроить каждый клочок – строил дороги, промышленные предприятия, занимался пароходством, развивал сельское хозяйство.

Так случилось и с Алупкой, где он решил возвести имение. Строительство дворца происходило в период с 1828 по 1848 год.

До самой октябрьской революции замок благополучно служил резиденцией семьи Воронцовых. В 1921 году был национализирован и (удивительно, как это не стал очередным санаторием) использовался, как музей.

Крым чуть не потерял это удивительное строение во время ВОВ, первый раз перед самым приходом немецких захватчиков, когда надежды не оставалось, от главнокомандующего поступил приказ уничтожить дворец, дабы тот не стал добычей фашистов.

И второй – перед отступлением немецких войск, на этот раз уже сами оккупанты «на прощание» планировали поднять в воздух весь дворец.

Сохранению этого уникального архитектурного комплекса мы обязаны старшему научному сотруднику музея Степану Щеколдину, который не дал исполнить приказ, продолжал служить в музее при захвате фашистами, сохраняя ценные экспонаты в потайной «железной комнате».

Под страхом смерти он продолжал свое дело, до самого освобождения. В результате получил 10 лет лагерей за «службу» немцам.

В 1945 году здесь располагалась английская делегация, во главе с У. Черчиллем, которая прибыла на Ялтинскую конференцию.

До 1965 года Ворнцовский дворец служил государственной дачей. Затем вновь был открыт, как музей. С 1990 года является Алупкинским дворцово-парковым заповедником.

Что вы увидите при посещении дворцового комплекса

Прежде всего, ваше внимание займет сама архитектура дворцового комплекса, ведь с какой стороны не зайди, всюду уникальная картина. С западной стороны это будут сторожевые башни, чуть правее Шуваловский корпус и воротный проезд.

Затем тенистый хозяйственный двор с великаном-платаном и хозпостройки.

С северной стороны дворец увенчан аккуратными башенками и крупными окнами, а перед фасадом разместились мраморные фонтаны, один из которых копия бахчисарайского «фонтана слез».

И наконец-то самый удивительный и романтичный – южный фасад в индо-мавританском стиле с великолепными арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками. Кстати, над дверью, ведущую в Голубую гостиную выведена надпись на арабском языке. Как узнаете и увидите своими глазами, что там написано, пишите в комментариях!

Место фотосессий и селфи – Львиная терраса. Широкая лестница с тремя парами мраморных львов спускается к нижнему парку и Чайному домику у моря.

Мраморные львы – работа итальянского скульптора Джованни Бонанни. Хищники изображены мирно спящими, просыпающимися и воинственно настроенными охранниками.

Ах, да! Еще вы загляните в зимний сад с белоснежными ангельскими скульптурами и редкими южными растениями. Далее вы отправитесь на экскурсию по внутренним покоям с гидом, который и поведает вам обо всем подробнее.

Как проходят экскурсии

К большому сожалению, экскурсии проходят только по первому этажу и захватывают всего 10 залов, где вас ждут пять основных экспозиций.

Надо сказать, что интерьер любой из комнат приведет вас в полный восторг. Вот где можно увидеть идеальное сочетание вкуса и роскоши. И это при всем том, что Воронцовский дворец все же подвергся разграблению и варварству во время немецкой оккупации.

Также на территории дворца проходят различные тематические и сезонные выставки, осуществляется экскурсионное обслуживание по парку, в том числе и на электромобилях.

М. С. Воронцов был ценителем искусства, литературы, и стремился к наукам и знаниям. В имении была создана библиотека, которая собиралась не один десяток лет, и сейчас там насчитывается более 27 000 книжных экземпляров.

Также Воронцовы могли похвастаться большой коллекцией картин – семейных портретов и работ известных зарубежных мастеров. Их вы заметите в каждом зале.

Ну и традиционно – Воронцовский дворец много раз использовался как площадка для киносъемок. Здесь снимали «Гамлет», «Печки-лавочки», «Асса», «Обыкновенное чудо» и другие фильмы.

Отзывы туристов

Восхищение присутствует в каждом отзыве посетителей. О чем все же сетовали экскурсанты?

  • иногда приходится ждать своей экскурсии, но можно пока погулять по парку;
  • хочется задержаться подольше в каждом зале, а то вместе с группой толком ничего не рассмотришь;
  • далеко идти от стоянки;
  • одного дня мало, чтобы насладиться осмотром дворца и окрестностей, поэтому бронируйте жилье и задержитесь в Алупке подольше. Она того стоит!
  • цены на билеты высоковаты.

Информация о посещении

Где находиться это чудо? Дворец графа Воронцова расположился в городе Алупка, в 17 км от Ялты. Над стенами дворца возвышаются зубцы Ай-Петри.

Точный адрес: г. Алупка, улица Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец принимает посетителей без выходных, с 9.00 до 17.00 в зимнее время, с 9.00 до 18.00 в весеннее и с 8.00 до 20.00 — летом. Кассы закрываются раньше, в 16.15, 17.15 и 19.15 в зависимости от сезона!

Стоимость посещения:

  • посещение Основной экспозиции «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца» – 400 рублей;
  • единый билет на все экспозиции и выставки – 1050 рублей;
  • единый билет «Интерьеры Воронцовского дворца» – 600 рублей;
  • единый билет «Парадные залы» и временные выставки – 650 рублей;
  • отдельные экспозиции – от 50 до 350 рублей;
  • экскурсия по парку – 100 рублей;
  • на электромобиле – 800 рублей;
  • дети от 7 до 16 лет, студенты до 18 лет – отдельное обслуживание, скидки, льготы.

Официальный сайт: worontsovpalace.org

Как добраться к Воронцовскому дворцу

Из Симферополя, Ялты, Севастополя и многих других населенных пунктов ходит прямой автобусный рейс в Алупку. Как выбраться из аэропорта Симферополь я писал .

От автовокзала Алупки до дворца пешком около 20 минут, есть информационные щиты и указатели.

Из Ялты к Воронцовскому дворцу вас доставят некоторые маршрутки, например, № 32 отправляется из центра, а № 102 от автовокзала.

Также можно из Ялты отправиться в Алупку по морю на катере. Подробнее о морских прогулках в этой .

Еще один вариант – приобрести экскурсионный тур. В составе групп и с гидом вам не придется переживать о том, как найти пункт назначения и как вернуться обратно.

Полезно знать

Если планируете прогулку по парку – ходить придется много, а рельеф все-таки горный. Поэтому, девушки, одевайте удобную обувь без каблуков – многие потом жалуются!

Хотите узнать, где остановиться в Алупке, где перекусить, на какой пляж отправиться семьей – читайте вот .

И еще кое-что

Вы можете стать членом «Клуба друзей Воронцовского дворца» . Что это такое?

Многочисленные экспонаты дворца являются уникальными и бесценными свидетельствами истории. К сожалению, они не вечны и со временем требуют дорогостоящих реставрационных работ, иначе дворцовые коллекции могут значительно поредеть.

Кроме того, содержание дворца и парка, организация выставок, научные и исследовательские работы, образовательная программа и обслуживание посетителей – все это требует огромных затрат.

«Клуб друзей Воронцовского парка» – это проект финансовой поддержки от организаций и частных лиц, другим словом, меценатство. Условия членства и подробная информация размещена на официальном сайте музея:

worontsovpalace.org/?page_id=7766

И напоследок я спрошу

п.с. Вы знаете, я считаю этот дворец не только самым великолепным и достойным посещения (из разряда «шары на лоб»), но и самым загадочным. Если внимательно приглядеться к внутреннему убранству, то возникает какое-то неуютное чувство. Конечно, экскурсоводы будут проносить вас по комнатам со скоростью движения потока воды в водопаде Учан-су, но вы все-таки постарайтесь оглядеться и ответить мне на вопрос. Что это за чертовщина вокруг!!?? Или это только мне кажется не уместным среди такой красоты?

Жду ваших вариантов ответа…

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.

Главный фасад Воронцовского дворца


Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


Карта Воронцовского парка

Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


Хозяин прогоняет уток из своих владений

Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


Чилийская араукария


Сосна крымская


Фисташка туполистная


Нижний парк

Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


Коралловое дерево


Фонтан Бахчисарайский

Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


Зимний сад дворца

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


Спяший лев


Фонтан «Раковина»


Фонтан «Раковина»


Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса

Загрузка...