nachalo-sveta.ru

Уральские горы. Горы: характеристика и виды Подготовить сообщение о горах

Повседневность, быт, суматоха, железобетонные города мешают нам наблюдать за красотой, которой мы окружены, мегаполисы гудят словно пчелиный улей. Спешка и беготня перечеркивают внимание к окружающему миру и собственным мыслям. Альпинизм же предоставляет возможность уйти от всего этого и, волей не волей, заставляет тебя не спешить, наблюдать за погодой и природой, быть размеренным в мыслях и в действиях. Видимо, поэтому меня так привлекает этот вид спорта (Иван Квашнин).

14 июля 2017 сотрудники магазина АльпИндустрия в московском ТЦ Авиапарк Иван Квашнин и Алексей Преображенский взошли на вершину Казбека, осуществив свою мечту. С восхождения парни привезли несколько плёнок удивительных фотографий и море впечатлений, два разных взгляда на восхождение. Итак, про горы и про мысли.

Алексей Преображенский

О чём думает человек на высоте 3000 метров, шаг за шагом поднимаясь в гору с тяжёлым рюкзаком за спиной? Для меня, пожалуй, это был самый главный и решающий вопрос в этом путешествии.

В июле 2017 мы с коллегой Ваней совершили восхождение на Казбек с грузинской стороны. Я не хочу рассказывать про технические моменты нашего восхождения, приводить точные цифры и описывать, как и что нами использовалось из снаряжения. Для меня было важно другое - мысли. И как они могут повлиять на восприятие окружающей среды и поведение человека в экстремальных условиях.

Именно сила мысли помогала мне подниматься выше и осознавать, зачем это нужно. Времени на раздумья и копание в себе в подобном путешествии предостаточно. Монотонный подъём с выверенным шагом - что-то сродни медитации. Мозг отдаёт команды мышцам: «Иди», «Иди», «Ещё шаг», «Второй». И параллельно задаёт настрой: «Ты должен!», «Ты сможешь!», «Ты справишься!».

Погружаясь в себя, я думал о жизни внизу, о каких-то маленьких радостях и о том, что мы совсем не замечаем красоту вокруг себя и принимаем как должное то, что имеем. Думал о близких мне людях, о том, что мог бы сделать их счастливее, просто подарив немного больше своего внимания... И с набором высоты мне казалось, что мысли становились всё более чистыми и правильными.

Когда изможденный, обессилевший организм тревожно сигнализирует мозгу «Всё! Стоп! Это выше моих сил. Если продолжишь в том же духе, ты сломаешься», в дело вступает сила мысли: «Это не предел! Ты сможешь! Ты не хуже других! Ты должен дойти!». И ты проходишь ещё столько же.

Труднее всего было на стоянках, когда мозг понимал, что физические нагрузки закончились, и больше не держал мышцы в тонусе. Тело расслаблялось и не слушалось, когда его хотели занять какими-то бытовыми делами. Там же, на стоянках, давала о себе знать горная болезнь, вызванная недостатком кислорода, у меня постоянно болела голова. Хотелось ли мне в эти минуты вниз, в комфорт, в цивилизацию? Нет. Я понимал, что это мой осознанный выбор, что это происходит здесь и сейчас и, возможно, никогда больше не повторится. Все эти мысли, надежно зафиксированные в сознании, помогали двигаться вперед и наполняли подъём к вершине смыслом. Хотя для меня не столь важна была конечная точка нашего восхождения, сколько сам процесс. Может, именно поэтому наибольшее впечатление на меня произвел пик Майли-хох, восхождение на который мы совершили накануне штурма вершины. Отправившись туда вчетвером, мы были первыми, кто поднялся туда за последние дни. Интересный маршрут и потрясающий вид с вершины надолго отложатся в моей памяти и будут напоминать обо всём нашем путешествии.

Что же касается самого ответственного и долгожданного события - штурма - как я уже говорил, вершина не была самоцелью. Конечная точка моего путешествия находилась где-то глубоко во мне, скрываясь за предрассудками и ограничениями, над которыми мне предстояло подняться и посмотреть на всё с новой высоты.

Иван Квашнин

Лёша у нас большой романтик, а уж горы ещё сильнее сподвигают на это. Он действительно хорошо описывает то, что происходит внутри почти каждого человека во время пребывания на высоте.

Но я хочу погрузить вас не в духовный мир, а, наверно, больше приблизить к реалиям и тому, каким я видел «настоящего» Лёху, а не того летающего в своих мыслях и поиска истины романтика. Ну что ж, как сказал Гагарин, поехали!

День №1

Проскочив границу на Верхнем Ларсе, мы приехали в городок Степанцминда (Казбеги). В первый же вечер окунулись с головой в грузинскую кухню, с мыслями о том, что последующие дней десять будем питаться только сублиматами и кашами.

Ели всё и помногу. Как говорила бабушка моего друга, если чешется — чеши, будет радость для души! После этих слов Лёха заказал себе двойную порцию овощей на мангале и лимонад.

На подъёме к нашему хостелу Казбек раскрыл себя во всей своей красе. Ночь стояла звёздная. Со Степанцминды гора смотрится очень грозно и мощно. В хостеле комната досталась с видом на вершину, и я не мог уснуть до 3:00, в предвкушении глядя на неё в окно. Затем противно зазвенел будильник, и наступил следующий день.

День №2

Договорились с местными о трансфере до Гергетской церкви. Трансфером оказалась Митсубиши Делика. Собственно, Степанцминда — это город этих машин. На протяжении всей дороги мы любовались пейзажами, а обрывы в нескольких сантиметрах от бортов машины порой щекотали нам нервы и добавляли остроты нашим приключениям.

Доехав до места, мы, недолго думая, накинули рюкзаки и пошли до первого места ночевки под названием Зелёнка или, как ещё называют, Грин Хотел. Набрав немного высоты, зашли в облака. Поднялась влажность, и стало прохладно. Шаг за шагом мы отдалялись от грузинских кухонных изысков и погружались в реалии восхождения в альпийском стиле.

Когда мы добрались до Зелёнки, поднялся ветер и начал моросить дождь. Быстро поставив палатку, принялись готовить. Благо тут уже «веками» всё обустроено туристами. Есть небольшой родник, стоят ветрозащиты для палаток и «кухонь». Накинув на себя флис и , принялись готовить. Пока готовили, рассказывали смешные байки. Поели гречки с сушёными овощами, выпили пару чашек горячего чая, и на боковую после ходового дня.

День №3

Утром нас разбудил не будильник, а солнце. Перед нами предстала великолепная ясная погода с красивыми видами и снежной вершиной Казбека.

Я спросил Лёху, как ему спалось. Ответ был не самый бодрый: «Почти не спал». Я списал всё на то, что первая ночь в диких условиях всегда такая, да и тем более место в палатке ему досталось не самое ровное. Лёха махнул рукой со словами «То ли ещё будет!». Оптимизм и жизнелюбие брызжат из него, как свежевыжатый сок...

Погрелись на солнышке, позавтракали с видом на горные пейзажи и выдвинулись в путь до метеостанции. На подъёме от стоянки нам открылся вид на язык ледника Гергети и берущую от него начало реку Чхери, вымывшую ущелье. Этот вид производит неизгладимое впечатление, до мурашек по коже.

Перейдя вброд горную реку, водопадом впадающую в Чхери, мы уткнулись в первое препятствие — ледник Гергети. Он оказался полностью открытым и коварных опасностей в виде ненадежных мостов и закрытых трещин не таил. Солнце жарило во всю. Перебежав ледник, обходя трещины, мы оказались на метеостанции. Тут высота уже чувствуется, но не критично, 3600 м. Вымотанные солнцем и хождением в кошках по леднику, мы поставили палатку и пошли регистрироваться в «метео». Поужинали и приняли решения, что с 3600 штурмовать не будем - долго и нудно. Дойдем до 3800, посмотрим на состояние и, если все будет гуд, пойдём дальше на 4200. Выключили фонарики и начали слушать камнепады, пока не проснулись от духоты в палатке.

День №4

Погодка шепчет. Проснулись в 6 утра, в палатке дышать нечем, открываем молнию - солнце обжигает глаза. Воздух свежий воздух, можно откинутся назад и обдумать день.

Лёху я со всей искренностью прозвал пасечником, так как высота отразилась на его лице в виде одной сплошной опухоли.

Утро проходит как день сурка: собираем снарягу, овсянка, сэр, чай и в путь.

До 3800 дошли быстро. Состояние хорошее. Погода радует. Без раздумий двигаем на 4200. По дороге сделали привал с перекусом. По Лёхе видно, что высота действует, организм борется, как и его внутреннее эго. Из-за того, что долго собирались, солнце вышло на склоны, полетели вниз камни. Мы на кромке ледника. В голове слова В. Высоцкого:

Ты идёшь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.
Но они с тебя не сводят глаз,
Будто бы тебе покой обещан,
Предостерегая всякий раз
Камнепадом и оскалом трещин.

Пробегаем этот опасный участок и ставим лагерь на 4200. Солнце просто выжигает. Мы фактически находимся в линзе. Надо окопаться и поставить лагерь. Даю Лёхе лопату: надо его немножко взбодрить. Да и физические нагрузки - всё лучше для акклимухи. Я вообще всегда стараюсь через не хочу во время акклиматизации что-то делать, поэтому решил дать лопату ему, тем самым привить ту же привычку:) А сам сел топить снег.

Лагерь водрузили, компота напились, перекусили. До конца солнечного дня было ещё долго, поэтому коротали время, играя в карты и принимая солнечные ванны.

Готовя ужин из сублиматов, со вздохами вспоминали чахохбили, аджапсандали, оджахури на кеци и прочие кулинарные прелести Грузии. За этими мыслями и завершился вечер четвёртого дня.


День №5

Просыпаемся. Выхожу из палатки, понимаю, что солнцу по склону до нас ползти ещё как минимум часа 2, одеваюсь во всё теплое и начинаю готовить завтрак. Пока топили снег и собирались на радиальный выход, солнце дошло до нас и показало себя во всей красе.

Акклиматизационный выход у нас был на вершину Спартак. Мы не стали нарезать излишки пути без набора высоты и решили двинуть напрямик, обогнув его с правой стороны, где и начали подъём. Вот тут-то то самое красивое солнце, которого мы ждали всё утро, начало нас выжигать, как муравьёв линзой.

Дошли мы до вершины Спартака достаточно быстро, с одним привалом. Посидев на вершине (примерно 4500) и налюбовавшись красотами, приняли решение зайти на Майли, так как времени в запасе оставалось ещё много. На обратном пути Лёха провалился по пояс в трещину. Мы были в связке и технично отработали этот момент. Лёха из трещины вылетел, как пробка из-под шампанского, но гнетущее чувство опасности усилилось.

Пришли в штурмовой лагерь за пару часов до темноты. Палящее солнце очень утомило. Лёха весь на эмоциях после того, как застрял по пояс в трещине. За ужином глянули прогноз на последующие дни - он заставил задуматься. Взвесив силы, плохой прогноз и желание взойти, приняли решение штурмовать вершину завтра.

День №6

Подъём в 4 утра. Холодно, очень холодно… Кое-как начинаем готовить завтрак. Пару ложек овсянки и стакан горячего чая обязательно. Хорошо хоть термосы наполнили вчера. Пока топится снег, во всю собираемся. Ночь красивая, звёздная, спокойная. Долго я ждал этого ощущения, будто бы всё замерло. Нет ветра, запахов, движения, словно планета перестала вращаться...

К тому моменту как я стал активно собираться, Лёха уже сварил кашу и подогрел остатки вчерашнего чая в котелке. Перекусили, проверили снаряжение - и в путь. Отогрелись, только когда начали идти. Первые шаги давались с трудом: ещё сонный, каша не до конца провалилась, а Лёха сетовал на головную боль.

Постепенно набираем высоту. Встретили поляков, идущих на штурм без акклиматизации с 3600. Их состоянию я точно не завидовал.

С Лёхой шли одним темпом, делая остановки каждые 40 минут. Где-то на 4500 посчастливилось встретить рассвет. Виды, конечно, дух захватывает. Ради такого хочется снова и снова возвращаться в горы.

Пока шли, было два смешных момента: сначала надпись на снегу «Я ещё жива, твоя Тоня», потом вышел кто-то в эфир на нашу волну со словами «Джамшут! Быстро к воротам!».

На 4900 был очень красивый бергшрунд, нам удалось прогуляться внутри него. После отдыха двинули дальше. Дошли до перемычки. Погода просто класс, облаков нет, просматривается всё до горизонта! Остался предвершинный взлёт. Идём траверсом, доходим до камней, тех, что лежат с правой стороны. Дальше лёд. Недолго думая, кинули две верёвки перил. Последние шаги - и мы на вершине в 11:08. Радость нас наполнила с головы до ног. Но ликуем недолго: быстро закрывается окно, мы бежим вниз.

При достаточной решимости любой идиот может подняться на эту гору, — заметил Холл. — Но вся хитрость в том, чтобы спуститься назад живым.

Джон Кракауэр

По лицу бьёт ледяная крошка вперемешку с сильным ветром и плохой видимостью, под ногами лёд. Я замыкал и снимал перила. Лёху по-прежнему не отпускала головная боль. Про себя, всё, думаю, главное, до перемычки спуститься, главное, до перемычки, а там уже дойдём.

На перемычке нас ждало плотное непроглядное облако, ветер утих, перестала жечь снежная крошка. Остановились перевести дух и перекусить. А потом вниз, вниз и снова вниз. Шаг за шагом, медленно и уверенно, через усталость. Часам к 15:00 были в штурмовом лагере на 4200. Отъелись, отпились, отогрелись. Осознанность, что был на вершине, пока не приходит. Пока только усталость, и жажда. Быстро уснуть не удалось, говорили обо всём. Потом уже, когда стемнело, я провалился в сон.

День №7

Собираем вещи и бежим вниз, пока солнце не вышло на склоны. Спуск был долгим и достаточно утомительным, так как падали сразу в Степанцминду с 4200. В 16 часов были в хостеле, грязные, обгорелые, но счастливые.

В завершении хочу сказать, ходите в горы, любите горы. Но соблюдайте чистоту. Планета дарует нам жизнь, она - наш дом. Берегите её!

Виктория Попова
Конспект комплексного занятия «О чем рассказывают горы»

Тема : О чем рассказывают горы .

Образовательная- продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах : какие бывают горы , кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы ; Познакомить со словами –магма,жерло, лава.

Развивающая

Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта.

Воспитывающая :поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов.

-Отгадайте загадку :На ноге стоит одной, крутит вертит головой, нам показывает страны, горы , реки, океаны.

Что это? (Это глобус)

-Рассмотрим глобус . Почему глобус раскрашен разными цветами (коричневый цвет горы , зеленый –равнины и леса, синий- моря,желтый цвет- пустыни)

Покажите на глобусе горы . Включается видео сообщение в котором хозяйка гор приглашает детей открыть секреты, которые она спрятала в конверты.

Как вы думаете, что горы могут рассказать о себе ?

Дети подходят к столу, на котором лежит конверт, из него воспитатель достает задание.

Перед нами на столе лежат камни разной формы и величины. разложить их так, чтобы старые камни оказались в одной корзинке. А молодые в другой. (Дети рассматривают камни , распределяют по корзинкам)

Объясните свой выбор. (дети объясняют : остроконечные камни –молодые, а гладкие старые. Они такими стали от времени благодаря ветру и воде)

Ребята, а мы можем определить какие горы старые , а какие молодые (дети рассматривают фото с изображением гор, объясняя где старые горы , где молодые)

Теперь мы переходим к следующему конверту.

Посмотрите на эту схему. Что мы видим? Горы это гигантские складки земной коры, то есть кожи. Они состоят из пластов различных пород. Одни породы твердые, а другие мягкие. Мягкие породы легко поддаются воздействию дождя и ветра. Из – за этого в горах случаются обвалы, образуются ущелья, обрывы, каньоны.

-Твердые : гранит, каменный уголь, алмазы, кремний, малахит.

-Мягкие : мел, гипс, азбест.

Полезные ископаемые добывают по разному. Одни в открытых карьерах, другие глубоко под землей в шахтах.

Ребята, а можно ли в горах найти ракушки? Оказывается можно. Горы когда-то были коралловыми рифами, а теперь находятся далеко от моря. С тех времен в горных породах сохранились ракушки. Самая высокая гора в мире –Эверест, она находится в Гималайских горах. А названия каких гор России вы знаете? (Кавказские горы ,Уральские) .

Вот и еще один секрет о полезных ископаемых открыт.

Переходим к следующему конверту.

Внимательно посмотрите на эти картинки. (на них изображены животные и птицы, деревья и кустарники находящиеся в горах) Скажите пожалуйста как эти картинки связаны с горами? (дети высказывают свои мнения.) Ответ очевиден – в горах есть не только камни но и растительность, животные и птицы.

Я вижу, вы немного устали. Предлагаю сделать разминку.

Дети выполняют характерные движения.

А сейчас на нашем пути следующий конверт. Открываем.

Посмотрите здесь предметы которыми пользовались кузнецы в древности. Я расскажу вам об огнедышащих горах. Эти горы называются вулканами. А назвали их вулканами потому что существовала легенда : (дети присаживаются на палас) Жил на свете бог по имени ВУЛКАН и был он кузнецом. Построил он себе кузнецу внутри высочайшей горы . Бил он тяжелым молотом по железу, раздувал огонь. А гора стояла посередине моря. Когда Вулкан работал молотом гора дрожала, грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. Вот с тех пор и стали называть огнедышащие горы «вулканами» .

Сейчас на земле есть три вида вулканов : Спящие – которые могут проснуться взорваться огненной лавой в любой момент.

Действующие – постоянно извергающие фонтаны кипящей лавы.

Потухшие - те которые извергались очень давно,а сейчас потухли.

Подойдем к столу. На нем макет вулкана. Вулканы как мы с вами видим, это горы в форме конуса . Если посмотреть сверху,то можно увидеть яму- это кратер, большая чаша с крутыми склонами, а на дне ярко оранжевое – это жерло-дыра уходящая глубоко в землю. А огненная жидкость выходящая из вулкана - лава.

Вот и открылся нам исторический секрет гор.

Следующий секрет – конверт.

Хозяйка гор предлагает нам самостоятельно сделать вулкан.

Внутри макета пластиковый стаканчик из под йогурта. 1 чайная ложечка соды, немного краски гуашевой, лимонная кислота, 3 капли моющего средства. Последовательно смешали и наблюдаем. (Произойдет имитация извержения вулкана)

А вот на дне океана, когда происходит извержение застывшая лава может образовать конус такой высоты, что если вершина окажется над водой, то после того как вулкан потухнет останется остров. Многие острова в Тихом океане вулканического происхождения.

Как хорошо, что у всех получился вулкан. Понравился вам секрет горы ?

Включается видеосюжет в котором хозяйка гор говорит о том, что все справились с заданиями. Теперь их ждет награда за работу. Только в обмен надо вспомнить те секреты которые она нам открыла.

Я всех вас благодарю за сегодняшнюю работу.

Сообщение на тему «Что такое горы» для детей кратко поможет Вам подготовиться к занятию по географии и углубить свои познания об этих крупных формах рельефа.

Сообщение о горах

Вы уже знаете, что поверхность планеты не идеально ровная. На ней есть возвышенности, каньоны, равнины и горы.Данные «неровности» все вместе именуются рельефом. И каждая местность характеризуется своим уникальным рельефом.

Горы – это большое возвышение рельефа Земли, которое можно увидеть за километры. Даже самая маленькая гора будет видна издалека. Кстати, со временем возвышения могут уменьшаться, так как ветра, обдувающие гору, уносят год за годом отколовшиеся от нее песчинки.

Горы состоят с:

  • Вершины – верхней части горы.
  • Склона – той части горы, по которой спускаются с вершины к подножию.
  • Подножия – нижней части горы. Здесь заканчивается склон и начинается обычная местность.

Форма гор может быть самой разной. Некоторые имеют острые пики, другие плоские вершины или похожи на овальные купола.

Чем выше гора, тем на ее вершине климат суровее и холоднее. И что самое интересное, у подножия может быть невероятная жара, а в тот же момент вершина горы покрыта огромной шапкой из снега и льда. Тогда с вершины начинают собираться маленькие ручейки и ближе к склону они превращаются в настоящую реку. Да, реки также размывают поверхность возвышения и уменьшают высоту горы.

Когда появились горы?

Они появились очень давно, миллионы лет назад, когда происходили страшные землетрясения на планете. Из земли сильно били фонтаны раскаленной лавы и застывали, превращаясь в горы. Сегодня такие горы еще существуют. Под ними все также кипит лава, которая в любой момент может вырваться наружу. Данный процесс называется извержением вулкана, а такие горы – действующим или спящим вулканом. А вот горы, под которыми лава не проявляет активности, именуются потухшим вулканом. Стоит отметить, что застывшая лава является источником полезных ископаемых, поэтому в горах ведутся работы по добыче металлов, руды или драгоценных камней.

Редко можно повстречать и подводные горы. Под водой из заметить нельзя, но из вод иногда торчит вершина подобной горы и напоминает скалистый остров.

Интересные факты о горах для детей:

  • Самая высокая в мире гора стоит на границе между Непалом и Китаем. Она называется Эверест. Высота ее вершины 8848 м.
  • Некоторые горы образовались на месте, где когда-то было море или океан. Произошло это в процессе сдвижения складок морского дна. К таким горам относятсяКарпатские горы, Гималаи и Альпы. В них можно найти останки морских организмов.
  • Африканская гора Килиманджаро сформировалась вследствие извержения лавы из-под земли.
  • Процесс старения, уменьшения или роста гор незаметен для человеческого глаза. Ведь данные процессы занимают миллионы лет.
  • В древние времена горы считались жилищем богов. Поэтому к священным горам даже подходить строго запрещалось.
  • Самые высокие вершины в мире это Эверест, Монблан и Эльбрус.

Надеемся, что сообщение о горах 4 класс смог использовать при подготовке к занятию. А краткий рассказ о горах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Ребята! Сегодня мы узнаем еще об одном объекте, который можно встретить в природе.

Отгадайте загадку.

Она высокая, крутая,

На вершине снег лежит,

Словно шапка меховая,

И орел над ней кружит. (Гора.)

♦ Видели ли вы горы?

Горы представляют собой большие участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами. Они производят на людей впечатление, запоминающееся на всю жизнь. Каждая вершина неповторима, каждый поворот ущелья кажется интересным и притягивает к себе. Хочется подниматься в горы все выше и выше, туда, где на вершинах сверкают снега, переливаются на солнце ледники, воздух хрустально чист и прозрачен, и оттуда, с высоты птичьего полета, посмотреть на окружающий мир.

Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Между ними лежат горные долины, где и поселяются люди. На земном шаре горы занимают около 40% суши.

Послушайте стихотворение.

Горные хребты

Горы, выстроившись в ряд,

Как богатыри, стоят.

На них шлемы ледяные,

Горы мощные, седые

Тайну вечности хранят.

Ветры шквальные лютуют,

Сходят снежные лавины,

Все же смельчаки штурмуют

Неприступные вершины!

Как верно подмечено в стихотворении — альпинисты покоряют самые высокие вершины гор.

♦ Что им помогает в этом?

Прежде всего извечное стремление человека к новым, ярким впечатлениям, смелость, соответствующее снаряжение и бесконечные тренировки!

Новички обычно начинают покорять горные вершины под руководством опытного инструктора и выбирают невысокие вершины, с хорошо известными маршрутами.

♦ Хотели бы вы стать альпинистами? Почему?

Самый гористый материк — Евразия. Здесь находятся высочайшие горы — Гималаи, Памир, Тянь-Шань. Кстати, Тянь-Шань в переводе с китайского означает «небесные горы».

Горы отличаются внешне. Есть горы молодые, а есть и старые. У старых гор скругленные вершины, пологие склоны, поросшие зеленью; у молодых — вершины острые, скалистые, крутые, склоны — обрывистые. На вершинах лежат снега и льды.

Пример молодых гор — Альпы, Кавказ, Памир, Гималаи. На склонах гор можно видеть гигантские каменные глыбы. Под воздействием ветра, воды, разности температур — дневных и ночных — скалы разрушаются, выветриваются. Выветривание горных пород идет очень медленно — миллионы лет. В результате разрушения верхний слой горы измельчается и постепенно становится основой для образования почвы и появления растений.

Ученые установили, что современный Донбасс, сейчас представляющий каменистую равнину, более 300 миллионов лет назад был горной страной с вершинами, достигающими пяти километров!

У подножия гор или в долинах между горными хребтами и живут люди. Близость величественных гор, чистейший воздух и талая вода горных рек и ручьев, чудесная красота зеленых гористых лугов придает их жизни особый смысл! Горы молчаливы и торжественны, они словно думают свою вековую таинственную думу. Здесь нет спешки, суеты. Жизнь протекает ровно и спокойно, в согласии с природой.

Может быть, именно поэтому долгожители чаще всего обитают в горных районах. Они мудры и спокойны, как мудры сами горы.

Послушайте стихотворение.

Как мудрая природа молчалива!

В молчании на солнце зреют нивы.

Молчат лесные черные озера,

Молчат, объятые глубокой думой, горы.

Но в тишине природы вековой

Все думою пронизано живой.

Ответьте на вопросы

1. Что такое горы?

2. Как они выглядят?

3. Что такое горный хребет?

4. Где располагаются горные долины?

5. Живут ли в горах люди? Где они строят свои дома?

6. Какой самый гористый материк на Земле?

7. Какие горы называют молодыми, а какие старыми? Чем они отличаются?

8. Назовите высочайшие горы мира.

9. Почему горы выветриваются?

10. К чему это приводит?

Горы занимают около 40% поверхности Земли* Они есть на каждом материке и крупном острове* Даже по дну океанов протянулись горные цепи, отдельные вершины которых поднимаются над водой, образуя острова или цепочки островов* Меньше всего гор в Австралии, а большинство гор Антарктиды скрыто подо льдом.

Самой молодой горной системой на нашей планете являются Гималаи, самой протяженной – Анды (длиной окоо 7560 км), а самыми старыми горами признаны горы, относящиеся к горной формации Нуввуагиттук (Nuvvuagittuq), находящейся в окрестностях Гудзонова залива (возраст примерно 4,28 млрд лет).

Горы весьма разнообразны. По форме вершины различаются пикообразные, куполообразные, платообразные и др. горы. Различаются горы и по происхождению : тектоноденудационные, вулканические и др. В Саянах, Забайкалье и Дальнем Востоке преобладают особого вида горы – сопки. Сопки отличаются конической формой и скалистой или сглаженной вершиной.

В горных образованиях часто выделяются отдельные вершины , высоко вздымающиеся над окружающим, даже высокогорным, ландшафтом. К таким вершинам можно отнести г. Джомолунгму в Гималаях, Эльбрус на Кавказе, Белуху на Алтае.

Для рельефа горных областей характерно наличие горных хребтов – вытянутых в длину горных образований с четко выраженной осью, вдоль которой располагаются самые высокие горы. Эта ось часто является водоразделом данной местности.

В случае, когда высота горного хребта невелика, а вершины гор округлы, то такая цепь гор называется горным кряжем . Горные кряжи, как правило, являются остатками древних разрушенных гор (в России – Тиманский кряж, Енисейский кряж и др.)

Горный хребет имеет два склона , зачастую непохожих один на другой. В то время как один склон является пологим, другой может быть крутым (Уральские горы).

Вершинная часть горных хребтов называется горным гребнем . Гребень хребта может быть остроконечной (у молодых гор) или округлой и платообразной (у старых гор).

Широкие понижения с пологими склонами называются горными перевалами .

Примерно одинаковое и в длину, и в ширину горное поднятие, для которого характерно слабое расчленение, называется горным массивом . (плато Путорана в Восточной Сибири, Россия).

Место пересечения двух горных хребтов получило название горного узла . Горные узлы состоят из высоких труднодоступных гор (горный узел Табык-Богдо-Ола на Алтае).

Горные хребты, одинаковые по происхождению и расположенные в едином порядке (линейно или лучеобразно), называются горными системами . Окраины горных систем, характеризующиеся небольшими высотами, называются предгорьями .

Для Африки характерны особого вида горы, названные столовыми . Они отличаются плоскими вершинами и ступенчатыми склонами. Образование этих гор связано с действием воды рек , рассекающих пластовую долину.

Наличие гор характерно не только для суши. Дно океана также изобилует различного рода горными образованиями. По дну океанов тут и там разбросаны одиночные горы вулканического происхождения. Действующие вулканы изливают лаву, пепел и осколки горных пород, имеют остроконечные вершины. Вершины же потухших вулканов сглажены волнами и течениями. Вершины многих подводных вулканов образуют острова. Примером такого острова служит Исландия.

Есть на дне океанов и горные хребты. Важнейшим открытием последних лет в океанологии стало открытие срединно-океанических хребтов. Они проходят почти по середине каждого океана, образуя огромную единую цепь. Подробнее о срединно-океанических хребтах можно почитать

Загрузка...