nachalo-sveta.ru

Запасной дворец. Запасный дворец, или московские метаморфозы. Дворец Купидона после трактора и пионеров

Автором исходной архитектурной идеи и заказчиком проекта дачи Кочубей был Александр I. Работа над проектом началась в 1816 г. с эскиза, разработанного самим императором с помощью арх. П. В. Неелова, В. П. Стасову принадлежало окончательное решение. Особенно удачна была задумана монархом-архитектором полукруглая терраса с колоннами и сферическим куполом, ориентированная в сторону ворот Екатерининского парка «Любезным моим сослуживцам», развивавшая мотивы архитектуры Александровского дворца и павильона Концертный зал Д. Кваренги. Данная на владение была оформлена в апреле 1817 г. на имя княгини М. В. Кочубей.


В 1817–1818 гг. произведено строительство, планировка сада и строительные работы в целом были закончены к 1824 г.


Дворец Кочубеев в Царском Селе стал средоточием светской, культурной, деловой жизни- как летняя резиденция министра, - позже государственного канцлера. Здесь нравилось бывать членам царской семьи. Из письма императрицы Елизаветы Алексеевны от 7 июля 1820 г.: «Наконец-то лето! В воскресенье нам довелось отужинать в Царском Селе у графа Кочубея в большом прекрасном доме... Погода благоприятствовала этому красиво обставленному вечеру...».
При последующей смене владельцев здание сохранило в основном свой первоначальный облик. На его оси в 1821 г. соорудили ворота Большого Екатерининского парка «Любезным моим сослуживцам», по монаршей воле установленные первоначально у въезда в Софию, а затем перенесенные на их современное место. Планировка сада и строительные работы в целом были закончены в 1824 г.


В 1835 г. Николай 1 повелел в память о рождении в Царском Селе великого князя Николая Николаевича выкупить дачу супруги покойного государственного канцлера князя Кочубея. Покупка со всеми принадлежащими к ней строениями и садом, но без мебели, за объявленную княгиней Кочубей цену в триста тысяч рублей совершена из средств Удельного ведомства. До совершеннолетия Его Императорского Высочества дача оставалась в ведении Царскосельского дворцового правления. На время летних маневров на даче великого князя Николая Николаевича размещали штаб гвардейского корпуса и адъютантов великого князя Михаила Павловича. С 1839 г. она отводилась для жительства великой княгини Марии Николаевны с супругом, принцем Лейхтенбергским.

К совершеннолетию Николай Николаевича по проекту архитектора И. И. Шарлеманя в 1856–1857 гг. была осуществлена перестройка, но по окончании работ великий князь от дачи отказался. Проект же Шарлеманя получил высокую оценку и принес ему звание академика архитектуры, но его архитектурная карьера была прервана ввиду придирчивости владельца. О работе Шарлеманя напоминает эффектная терраса с двумя лестницами со скульптурами львов из итальянского мрамора на восточном фасаде здания.


В 1859 г. Александр II повелел называть дачу Царскосельским Запасным дворцом.
В 1875 г. Запасный дворец был предоставлен великому князю Владимиру Александровичу.

Третий сын императора Александра II родился в 1847 году. Владимир поспитывался и получил домашнее образование вместе со старшим братом, великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III). Между братьями всегда сохранялись теплые дружеские отношения. «Милый Владимир» или «Милый друг и брат» - так с детства привычно обращался император к великому князю.
Военную службу Владимир Александрович начал в 1864 году в Лейб-гвардии Преображенском полку. Десять лет спустя он уже генерал-лейтенант, начальник 1-й гвардейской пехотной дивизии. Участник русско-турецко войны 1877-1878, отличился в боях, награжден орденом Святого Георгия 3-й степени, золотой саблей с надписью «За храбрость». Почти четверть века - с 1881 до октября 1905 - командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа.
Великий князь Владимир занимался не только военной деятельностью! Знаток и любитель искусства, он с 1869 года стал товарищем президента, а с февраля 1876 президентом Императорской Академии художеств. Оказывал покровительство многим художникам, собрал замечательную коллекцию живописи, возглавлял Комитет по строительству храма Воскресения Христова («Спас на крови») в Петербурге.
Что касается Дворца- Архитектор А. Ф. Видов возвел здесь в 1876–1878 гг. три кавалерских дома для великокняжеской свиты, флигели для служащих, впоследствии ряд служебных построек дополнили гараж и ледник. В 1882 г. Александр III счел необходимым документально оформить передачу Запасного дворца Владимиру Александровичу в собственность на праве майората с особенными условиями.




Также Владимир Александрович был знаменит своим гурманством. В Париже он придирчиво изучал меню и наводил страх на метрдотелей, поваров и официантов. Зато когда после обильной трапезы выходил из ресторана, прислуга получала неслыханно щедрые чаевые. «Суровый, но изящный великий князь Владимир <...> обладал несомненным художественным талантом, - свидетельствовал великий князь Александр Михайлович. - Он рисовал, интересовался балетом и первый финансировал заграничные балетные турне С.Дягилева. Собирал старинные иконы, посещал два раза в год Париж и очень любил давать сложные приемы в своем изумительном дворце в Царском Селе».
«В своих дворцах в Петербурге и в Царском Селе её императорское высочество имела свой большой собственный двор.
Выражаясь светски, он являлся миниатюрной копией царского двора... "Grande dame" в лучшем смысле этого слома, но слишком требовательная в вопросах придворного этикета, великая княгиня великолепна в роли хозяйки, ведущей придворный прием», - вспоминал британский посол Дж. Бьюкенен.
По словам великого князя Александра Михайловича, Мария Павловна, жена Великого князя, «была очаровательной хозяйкой, и ее приемы вполне заслужили репутацию блестящих, которой они пользовались при европейских дворах.


Александр III не любил её за то, что она не приняла православия, что породило легенду о её «немецких симпатиях» (Мария Павловна приняла православие в 1908 году). «Должно сознаться, - писал А. А. Мосолов, - великая княгиня знала свое "ремесло" в совершенстве. Двор её первенствовал в Петербурге.
С восшествием на престол в 1894 году Николая II положение Владимира Александровича и его семьи существенно изменилось. В первые годы нового царствования старший дядя императора оказывал на племянника большое влияние. По свидетельстиу Л.А.Мосолова «Николай II испьгтывал перед Владимиром Александровичем чувство исключительной робости, граничащей с боязнью. Великий князь, вероятно, заметив впечатление, производимое им на императора» стал держаться в стороне от государственных вопросов».



У великокняжеской четы родились четыре сына:
-Александр (1875-1877), умер в младенчестве
-Кирилл (1876-1938),
-Борис (1877-1943), о нём уже был рассказ
-Андрей (1879-1956), о нём я еще расскажу отдельно, ведь его судьба и жизнь была связана с Матильдой Кшесинской.
и дочь, великая княжна Елена (1882-1957).


В связи с тем что Николай II за брак без разрешения лишил своего двоюродного брата (Кирилла Владимировича) звания флигель-адъютанта и великокняжеского денежного содержания, исключил его из Военной службы и выгнал из России, Владимир Александрович, возмущенный столь суровым наказанием, приравнивающим сына к государственным преступникам, подал в отставку. 25 октября 1905 царь подписал указ, объявлявший о том, что великий князь Владимир Александрович «уволен, согласно его просьбе, по расстроенному здоровью от должности Главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военного округа...».
Здоровье великого князя к этому времени действительно было подорвано. Посетивший его через несколько дней после отставки А.А.Половцев записал в дневнике: «4 ноября . Еду в Царское Село... Нахожу Владимира Александровича постаревшим на 10 лет». Отойдя от дел, он скончался 4 февраля 1909 в Петербурге на 62-м году жизни.





Овдовевшая великая княгиня Мария Павловна стала наследницей многих дел, которые возглавлял ее супруг. 23 февраля 1909 она была назначена Президентом Императорской Академии художеств. Великая княгиня активно включилась в устройство русских отделов на Международных выставках в Мюнхене, в Венеции и в Риме.
В 1910 году по последовало Высочайшее соизволение переименовать дворец во Владимирский.
Жизнь Марии Павловны тоже стоит отдельного рассказа, ведь многие её поступки и действия имели большое значение для Российской империи.
Еще в мае 1917 покинутый царскосельский Владимирский дворец подвергся разорению, и по распоряжению А. Ф. Керенского был передан местному Совету для «культурно-просветительных целей».


1941-1944 дворец горел и был разрушен, Крыша, перекрытия, отделка интерьеров при этом были уничтожены. По окончании войны предпринимались попытки восстановления и реконструкции дворца под общежитие школы партийного просвещения на 160 человек. Однако этого не случилось и общежития во Дворце не было.


Восстановительные работы провели в 1955-1958 гг. для использования под Дворец пионеров. Фасадам возвратили первоначальный исторический облик: раскрыли интерколумнии портиков, вернули гладкую штукатурку, восстановили дуговые лестницы по сторонам полуротонды, разобрали поздние шарлеманевские подъезд и террасу. Внутри же здание перепланировали с устройством зрительного зала, над крышей при этом вывели сценическую коробку.
После 1976 года во дворце была расположена театральная студия ГМЗ «Царское Село», "Интерстудио".
К 300-летию Царского Села Владимирский дворец был отреставрирован, а 24 июня 2010 года в нем состоялось торжественное открытие Царскосельского Дворца бракосочетаний.



И напоследок: Это единственное крупное творение Адама Менеласа () в классическом стиле и, в силу некоторой несерьезности, игрушечности готических построек, в создании которых - здесь и в Петергофе - он преуспел, можно сказать, самое выдающееся его произведение. Здесь он выступает прямым наследником Чарльза Камерона, а через него и английского палладианства. Восточный фасад действительно напоминает творения Андреа Палладио, прежде всего виллу Фоскари («Мальконтента»). Противоположный же, выходящий к парку, отсылает к памятнику французской архитектуры - усадьбе в окрестностях Бордо, известной как «Квадратный дом». Вариацией этой виллы стала резиденция американских президентов, Белый дом, полуротонду которого постоянно можно видеть по телевизору. А ведь американский центр власти - ровесник Владимирского дворца.








Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"

Запасной дворец - памятник архитектуры первой половины XIX в. в городе Пушкин (Царское Село).

Строился в период с 1817 по 1824 гг. по проекту архитектора Адама Адамовича Менеласа. Позже в проектировании участвовал и Василий Петрович Стасов. Архитектурный стиль - классицизм. Изначально дворец принадлежал (передан в дар лично императором Александром I) знатной чете Кочубей, государственному деятелю, графу Виктору Павловичу Кочубей и его супруге, статс-даме Марии Васильевне.

После смерти графа в 1835 г. здание дворца было выкуплено Департаментом уделов. После чего дворец стал резиденцией Великого Князя Николая Николаевича (3-го сына императора Николая I), и именовался Николаевским. После женитьбы Великий князь продал дворец обратно государственному управлению Двора. И в 1859 г. дворец получил современной название - Царскосельский Запасной.

В 1875 г. дворец был передан Великому князю Владимиру Александровичу (3-му сыну императора Александра II), после чего дворец именовался Владимирским.

В период революции 1917 г. дворец занимали революционные структуры. Здание очень серьезно пострадало в период Великой Отечественной войны, и было фактически заново отстроено в 1950-е гг. После чего в нем был открыт городской Дом пионеров. Далее в разные периоды советской эпохи здесь находились: краеведческий музей, филиал театральной академии, кадетский корпус ФСБ. В настоящее время в нем размещается дворец бракосочетания №3.

12. Запасной дворец. Дворец бракосочетания №3

После окончания войны с Наполеоном, Александр I от внешней политики обратился к внутренним делам великой страны и остро нуждался в опытных и прогрессивных управленцах. Одним из близких императору соратников был граф В.П. Кочубей, связанный с ним былой юношеской дружбой, основанной на общем увлечении республиканскими идеями. Но время менялось и наступило неизбежное охлаждение: Кочубей был разочарован нерешительностью, половинчатостью, двуличием императора в ряде вопросов, неоднократно просился в отставку и наконец, получил ее.

В 1816 г. у Кочубея умирает девятилетний сын, и всё семейство покидает Россию, опасаясь за здоровье оставшихся детей. Граф, который был «богат и славен», а, следовательно, независим, по возвращении собирался удалиться от дел и император знал о его намерении, но очень не хотел терять важного чиновника. По-видимому, именно желая вернуть графа на службу, Александр I делает Кочубею в это время поистине царский подарок – строит дворец в Царском Селе, недалеко от собственной резиденции.
Автором исходной архитектурной идеи выступил сам Александр I, набросав архитектурный эскиз и отдав его на обработку архитектору П.В. Неелову. Очевидно карандашный набросок, приведенный в порядок Нееловым, и явился исходным документом для дальнейшей разработки проекта, который был, как это часто случалась, поручен сразу нескольким архитекторам. В дальнейшем, участие в процессе проектирования принимал А. Менелас, но основное окончательное решение принадлежало архитектору В.П. Стасову.

Для строительства дворца император пожаловал участок между Павловской дорогой и старым Московским трактом, где ещё в первой половине XVIII в. на берегу ручья Вангазя у дороги, ведущей в Графскую Славянку, стояла старая корчма, а после основания Павловска в 1777 г., построили заставу с караульней.
Существующее ныне главное возвели в 1817-1818 гг., а ещё когда дворец строился, последовало Высочайшее повеление о расширении пожалованного Кочубею участка более чем вдвое. Вернувшись летом 1818 г., Кочубеи сразу поселились в Царском Селе. Их встретил радушный прием императорской семьи, дворец Кочубеев стал средоточием светской, культурной, деловой жизни.
Сам Кочубей почти сразу вернулся на службу и к концу жизни (1834 г.) занимал должность министра внутренних дел. Таким образом дипломатический ход императора вполне удался, хотя отношение Кочубея к своей деятельности изменилось - «Он не питал более никаких иллюзий, переписка графа с Александром носила теперь совершенно официальный характер...».

После смерти первого владельца, в 1835 г. дворец выкупается Николаем I у вдовы в пользу наследника, великого князя Николая Николаевича. К совершеннолетию великого князя дворец значительно перестраивается. Именно в это время по сторонам главного входа дворца появляются мраморные скульптуры львов.
По окончании строительных работ, в 1859 г. дачу выкупило в казну Министерство Императорского двора, и он официально стал называться Царскосельским Запасным дворцом, служа своеобразной VIP-гостиницей для важных персон.
В 1875 году Запасной дворец перешел во владение Великого Князя Владимира Александровича, сына императора Александра II и принадлежал его семье вплоть до 1917 года. С 1910 года за ним закрепилось название Владимирского дворца.

После Февральской революции, покинутый владельцами дворец подвергся разорению. Его попеременно занимали различные комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, руководящие органы рабоче-крестьянской власти…. В службах дворца располагались агрономические и сельскохозяйственные курсы…

В годы ВОВ дворец очень сильно пострадал, отделка интерьеров была полностью уничтожена. Восстановительные работы провели в 1955-1958 гг., фасадам вернулся первоначальный исторический облик, а здание отдали действительно Дворцу пионеров. Позднее в Запасном дворце была расположена театральная студия ГМЗ «Царское Село», бывшие хозяйственные постройки усадьбы занимал кадетский корпус ФСБ России.

К 300-летию Царского Села во дворце был открыт очень востребованный у жителей района

Конструктивистский комплекс Запасный (Запасной) дворец, прозванный в народе «Дом-паровоз» трудно представить себе во времена Наполеона. Однако уже тогда этот дом в стиле "авангард" стоял. Правда, в несколько ином облике.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н.В.Никитин и в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов. После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 – 1933 годах. придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде. С 2004 г. здесь находится офис ОАО «РЖД».

Со времени реставрации в 1988–1989 гг. исторический облик был утерян. В 2018 г. специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, отреставрировали лицевую кладку стен, удалили поздние красочные слои. Затем были укреплены балконы, на которых установлены новые ограждения, заменены водосточные трубы. Отреставрирована кровля. Фасады покрашены. Восстановительные работы также провели на циферблате башни. Арабские цифры, установленные на циферблате в 1950-х гг., вновь заменили на римские, согласно проекту архитектора И. Фомина.

В 2018 году здание Министерства путей сообщения стало лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "лучший проект реставрации и научно-методическое руководство" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Место, где сегодня находится здание РЖД-МПС по улице Новая Басманная, 2/1 богато своей историей, как и само высотное строение на углу с , 1 рядом со станцией метро «Красные Ворота».

Житный двор появился здесь еще до того, как вошел территориально в городскую черту старой Москвы, которая проходила по линии Земляного вала. Именно с внешней стороны этого укрепительного сооружения размещался плацдарм, площадь которого и отвели под Житный двор.

На чудом сохранившихся чертежах, датированных 1742 годом, можно увидеть, что « … Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам … » .

В период с 1753 по 1759 годы прежний двор был перестроен и получил название Запасного. В его ведение входили вопросы заготовки и хранения различных видов продовольствия для поставки на царский двор. Здесь же разместили и Дворцовую канцелярию, управляющую имуществом всей царской семьи.

Не забыли при возведении Запасного двора и о культовых зданиях. Так, в главном корпусе, на втором этаже, устроили две церкви, освященные во имя мученика Севастиана и священномученика Ианнуария.

Новое переустройство можно заметить уже на плане участка, относящегося к концу восемнадцатого столетия. Вновь построенное сооружение было выполнено в форме каре и состояло из ряда двухэтажных зданий. Внутреннее пространство занимал внушительный по размерам двор.

Три стороны этого своеобразного каре представляли собой единое строение, а вот главный корпус, расположенный с северной стороны, вдоль современной Новой Басманной улицы, 2, стоял отдельно и был соединен с торцами других корпусов двумя проездными воротами.

Фасад здания был декорирован с дворцовым размахом в стиле барокко. Центральную часть венчал купол, устроенный над внутренней церковью, а саму ее украшали пилястры, а также сплошной рельеф разнообразных наличников и филенок. На фасадной части, чтобы подчеркнуть принадлежность строения к государственному учреждению, был установлен барельеф двуглавого орла.

За красоту строения Запасного двора начали именовать уже как Запасной дворец.

В 1802 году фасадная часть Запасного дворца, которая была обращена на улицы Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную, оформили уже в классицистическом декоре.

Пожар 1812 года пощадил архитектурный ансамбль. В течение всего девятнадцатого века комплекс являлся доминантой района Сенной (ныне - площадь Лермонтова) и Красноворотской (ныне - площадь Красные ворота) площадей вместе с уникальными по архитектуре Красными Воротами, к сожалению, снесенными в годы советской власти.

В 1890 году в помещениях Запасного дворца был размещен носивший имя императрицы Екатерины II Институт благородных девиц.

В период с 1902 по 1906 годы прошла очередная реконструкция дворца. В это время корпуса с восточной, западной, а также с северной стороны были надстроены дополнительным - третьим - этажом. Главное здание со стороны Новой Басманной, 2 расширили и добавили во внутреннее пространство двусветный парадный зал.

Со стороны улицы Садовая-Черногрязская, 1 в это же время устроили проездную арку.

Общий декор был выполнен также в стиле классицизма, но в так называемой «новой редакции», присущей этому архитектурному стилю в начале XX столетия. Тогда на фасадах появились коринфские портики, лопатки, а плоскость была оформлена рустовкой.

После прихода к власти большевиков, спустя некоторое время, бывший Запасный дворец отдали под размещение «Народного комиссариата путей сообщения».

В 1923 году 3-й этаж был надстроен уже и над южным корпусом. Спустя шесть лет - в 1929 году - появляются 4 и 5 этажи на корпусе со стороны улицы Новой Басманной, 2, спроектированные

Загрузка...