nachalo-sveta.ru

Архитектурные памятники вены. Современная архитектура Вены - sche7 — LiveJournal. Городской парк Вены


Австрия считается одной из наследниц великой западноевропейской архитектуры, прошедшей длинный путь от Древнего Рима до постмодернизма. Австрийская архитектура представляет собой сочетание готики, классицизма и современных направлений. В этой самобытной стране, безусловно, есть, что посмотреть - мы представляем первую часть обзора 25 потрясающих шедевров архитектуры Австрии.





Храм Римско-католической церкви Вотивкирхе был возведен в центре австрийской столицы в знак благодарности за спасение молодого императора Франца-Иосифа при покушении на него 18 февраля 1853 года. Высота церкви составляет около 99 метров, что делает ее второй по высоте церковью Австрии. Архитектором этого уникального сооружения в неоготическом стиле выступил 26-летний зодчий Генрих фон Ферстель. Строительство храма велось на протяжении 23 лет. Сегодня Вотивкирхе считается одним из самых узнаваемых архитектурных сооружений Австрии.





Жилой комплекс «Спиттелау-Виадуктс» расположен на берегу канала Донау, рядом с Венским университетом. В этом месте вдоль канала проходит линия метро - по арочному виадуку, построенному в конце XIX века по проекту австрийского зодчего Отто Вагнера. Легендарная Заха Хадид расположила свое здание прямо над виадуком, так, что поезда проходят буквально сквозь него. Дом состоит из трехсамостоятельных построек, изобилующих ломаными кривыми и как бы скачущих через виадук к каналу и обратно. Любопытно, что из-за отсутствия спроса на апартаменты в этом комплексе он был переоборудован под университетское общежитие.





Музей «Галерея Альбертина» расположен во дворце эрцгерцога Альбрехта в центре Вены. В его стенах хранится одно из самых крупных и значительных мировых собраний графических изображений (всего около 65 тысяч рисунков и более миллиона шедевров печатной графики) со всего мира. Эта уникальная коллекция охватывает период от поздней готики до современности. Помимо графики, в музее можно увидеть две уникальные коллекции импрессионистов начала XX века, некоторые из которых будут находиться в нем на постоянной основе. В "Галерее Альбертина" также достаточно часто проходят временные выставки фотографий, рисунков и архитектурных эскизов. В музее хранятся подлинные работы Рубенса, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера и многих других художников с мировыми именами.





Невероятное сооружение офиса компании Voest Steelworks было построено по проекту австрийского зодчего Дитмара Файхштингера в Линце в 2009 году. Это 5-этажное здание, фактически являющееся горизонтальным небоскребом, отличается в первую очередь своей протяженностью. Весьма необычно смотрится один из торцевых фасадов здания, "скошенный" под невероятно острым углом. В его верхнем этаже расположена зона рекреации для работников компании. Также в состав офисного центра входят помещения для работы, конференц-залы, залы для переговоров, собственная столовая, игровой зал и фитнес-центр.





Горы Бергисель в Инсбруке не похожи на то место, где можно встретить один из шедевров легендарной Захи Хадид, однако именно в этой местности в рамках реконструкции проекта Олимпийской Арены она спроектировала лыжный трамплин. Этот объект оснащен двумя лифтами, на его крыше располагается площадка для отдыха с кафе и террасой, откуда открывается потрясающий вид на горы.





Национальный символ Австрии и города Вены, католический собор Святого Стефана, был возведен в центре старого города на площади Святого Стефана в 1147 году. Это грандиозное готическое сооружение буквально переполнено реликвиями: распятия, церковная утварь и произведения искусства мирового уровня. Кроме того, находясь внутри собора, можно спуститься в катакомбы, где покоятся останки австрийских императоров, и подняться на одну из двух башен. Собору с и без того через чур готическим образом особый колорит добавляет тот факт, что в нем обитают пустельга, летучие мыши и каменная куница.





Здание филиала банка BTV было построено на окраине Инсбрука пару лет тому назад. Его фасады украшены повторяющимися узорами в виде шахматной доски. Форма здания была навеяна автору проекта, архитектору Рейнеру Кеберлю, силуэтами величественных Альпийских гор. В этом сооружении внимание невольно притягивает крутая крыша, благодаря которой его можно легко узнать среди других объектов. Она появилась в результате желания архитектора сделать здание максимально высоким и заметным среди других объектов. Белые фасадные панели-«кирпичики», формирующие облик здания, играют две главные роли: фильтруют солнечный свет и прикрывают от посторонних взоров то, что происходит внутри.





Венский сецессион - это название объединения венских художников в эпоху ар нуво, чьи произведения можно назвать венским вариантом югендстиля. Выставочный павильон Венского сецессиона, который был построен в 1898 г. по проекту Йозефа Марии Ольбриха, считается одним из наиболее значимых памятников архитектуры австрийского модерна. Очевидно, что главным элементом фасада павильона служит золотой купол (из позолоченной бронзы), получивший в народе прозвище «капустный кочан». Под куполом красуется выполненный золотом девиз Сецессиона: «Времени - его искусство, искусству - его свободу»





Здание Музея современного искусства - огромное, прямоугольное с выгнутой крышей, выполненное из блоков серой базальтовой лавы - выглядит очень необычно и сразу бросается в глаза посреди классических зданий бывших конюшен. Гладкие темные стены музея организаторы выставок временами используют как «внешний выставочный зал», проецируя на их поверхность изображения и видео или размещая различные объекты.





Владелец компании Red Bull Дитрих Матешиц в свое время решил, что ему необходимо место для хранения коллекции аэропланов. Для этой цели и был построен так называемый "Ангар-7" – дополнительный павильон на территории местного аэропорта. После оборудования здания всем необходимым, в его стенах был открыт музей воздухоплавания – один из самых необычных в мире. Уникальность павильона "Ангар-7" заключается как во внешнем облике, так и во внутреннем оформлении. Здание состоит из множества изогнутых металлических перекрытий, поддерживающих гигантский стеклянный купол. В залах музея расположены уникальные модели прогулочных и спортивных самолетов, и некоторые произведения современного искусства, касающиеся исключительно темы авиации.

Австрия пользуется большой популярностью среди туристов со всего мира и во многом благодаря развитой туристической инфраструктуре. Здесь можно увидеть интереснейшие достопримечательности, а можно отдохнуть в мире роскоши, удивительной природной красоты и умиротворённости, отправившись, например, на .

Своей уникальной архитектурой Вена, как и большая часть Австрии, обязана Древнему Риму.
Еще при жизни императора Октавиана Августа римляне захватили большую часть земель современной Австрии и построили на той территории несколько крепостей для римских гарнизонов.
Этими крепостями были:
Виндобона (ныне Вена)
Ленция (ныне Зальцбург)
Вирунум (ныне Клагенфурт)
Карнунтум (ныне Петронелль-Карнунтум).

Первоначальная застройка этих городов была типичной, четырёхугольной с форумом в центре. Строительными материалами служили местный камень и кирпич. Кроме обычного застройки возводили также языческие храмы, цирки, бани (термы), театры, а крепости имели ворота. У Вены сохранились остатки римского акведука.

В конце V в. н. э. римские гарнизоны покинули эти земли, перешедшие к варварским племенам германцев и славян.

Около 803 г. н. э. Карл Великий разбил воинов авар и создал на этой территории Восточную марку (герцогство). Началась ощутимая волна христианизации её жителей и строительство примитивных христианских церквей, упрощенных по планам и архитектурными формами.

Строиттельство раннего средневековья создавалось большей частью из дерева. Эти здания подверглись пожарам и разрушениям и не дошли до наших дней. Каменными в то время были только христианские церкви.
Земли Австрии захватили германские племена, преимущественно бавары.
Соответственно культура стала юго-немецкой. Ноторговые связи с Ломбардией вызывали влияние искусства северной Италии. Свой небольшой вклад внесла и славянская составляющая. В Австрии широкое развитие получил первый значительный европейский стиль - романский.

А вот переход к готике начался не так давно, примерно в XIII веке. Готическая архитектура и готическая стилистика имели заметное развитие в течение 200-250 лет и стала ведущими в местной культуре.
Их поддерживали властители - Бабенберги, а с 1282 года - Габсбурги. К владениям понемногу присоединяют и добавляют новые территории. Австрия становится известной частью так называемой Священной Римской империи германской нации. Среди наиболее значительных образцов австрийской готики:
В Вене самые красивые готические сооружения. Это и церковь Санкт Мария ам Гештаде, и готическая южная башня собора Св. Стефана.
Чем дальше от Вены, тем более простые формы готики.
В XX в. правительство инициировало создание Музея австрийской готики во дворце Бельведер.

Архитектура Австрии XVI века словно накапливает силы для мощного развертывания и расцвета в эпоху барокко, ставшего ярким фактом искусства и самой Австрии, и культуры Западной Европы.
Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов - барочный собор в городе Зальцбург - возник в 1611-1628 годах. Уже тогда широко ценились проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии.

В XIX веке имперская власть обращается к строительству крупных государственных объектов. Пафосная буржуазная архитектура причудливо соединена с имперскими амбициями и обращением к ярким историческим стилям - господствуют неоготика, неоренессанс, необарокко, неогрек. Среди крупных зданий Вены этого времени - Оперный театр (арх. Зиккард фон Зиккардсбугр, 1861-1869), новое здание Парламента (арх. Т. Хансен), церковь Вотивкирхе (арх. Г. Ферстель, 1883), новая Ратуша (арх. Ф. Шмидт, 1895), два грандиозных здания имперских музеев и Бургтеатр (арх. Г. Земпер и К. Хазенауер).

В конце XIX в. возникает новый архитектурный стиль - Венский сецессион.

XVII-XVIII века в Австрии являются временем победы над сословиями, а затем развития и укрепления абсолютной монархии, опиравшейся на католическую церковь. Экономически слабая буржуазия была устранена от участия в политической жизни страны. Двор, церковь и дворянство определяли лицо монументального строительства, господствующие художественные вкусы. Архитектура становится ведущей отраслью художественного творчества, подчиняющей, впитывающей и живопись, и скульптуру. Как центр монархии особенно выдвигается Вена; сюда ко двору Габсбургов тянется дворянство, здесь возводятся здания, которым подражает вся империя. Ведущими типами монументальных сооружений становятся дворцы императора и придворных и католические монастыри, в изобилии строившиеся и перестраивавшиеся для поборников контрреформации - монашеских орденов с иезуитами во главе.

Несмотря на перерыв, вызванный опустошительной 30-летней войной (1618- 1648), и постоянную угрозу турецкого завоевания в стране успешно развивается строительство. Период от начала до 90-х гг.

XVII в. относится ко времени раннего барокко. Окружением монастырей и дворцов, в которых формы барокко наиболее определились, является рядовая жилая застройка. Вплоть до конца XVII в. жилая застройка, следуя оставшейся неизменной средневековой схеме города, делится на дома, расположенные в пределах окруженного укреплениями города, XVI и дома предместий. Дома в черте укреплений не меняют своей структуры; они повернуты к улице торцом и расположены на узких участках. Одно-двухэтажные дома предместий следуют типу крестьянского дома. Проникновение новых форм можно отметить к концу периода лишь в деталях (в частности, щипец на торце дома получает изогнутую форму).

Влияние барокко проникает в первую очередь в область культового строительства. Храм явился наиболее характерным типом монументального строительства раннего барокко. Архитектура этого периода направлялась итальянскими архитекторами, так как кадры местных архитекторов значительно поредели во время войны. Первым памятником нового направления является построенный в 1614-1628 гг. по проекту Сантино Соляри из Комо (1576-1646) собор в Зальцбурге (рис. 1) - резиденции архиепископов, тесно связанных с римским папой. Основанный на месте романской базилики, он стал центром комплекса возникших вокруг него четырех площадей, образованных за счет сноса средневековой застройки и кладбища, существовавшего при соборе. Архитектуре собора уже свойственны элементы, характерные для последующих культовых сооружений раннего барокко. Однако в начальной стадии периода местными мастерами возводились и сооружения, целиком следующие заветам предыдущего времени (францисканская церковь в Вене, 1603-1611).

Фасад собора в Зальцбурге - купольной двухбашенной базилики - четко расчленен по вертикали тремя ярусами пилястр, одновременно подчеркивающих границы отдельных частей здания. Построенные вслед за собором иезуитская церковь в Инсбруке (1627-1640), университетская иезуитская церковь в Вене (1627-1631), церковь доминиканцев в Вене (1631-1634), Шотландская церковь там же (1638-1641) имеют такую же плоскую декорацию, и в общих чертах их планы и фасады восходят к итальянским образцам, в частности (церковь доминиканцев) к прототипу многих католических храмов Европы - церкви Джезу в Риме.

К исходу раннего барокко плоскостные фасады храмов сменяются многоплановыми; их архитектурная декорировка становится более рельефной и насыщенной. Примером может служить иезуитская церковь у Двора в Вене, к романскому основному зданию которой Карло Антонио Карлоне пристроил (около 1662) барочный фасад (рис. 2). Церковь удачно скомпонована с примыкающими зданиями и является основным элементом ансамбля площади.

Внутреннее убранство раннебарочных церквей, особенно разработанное семьей зодчих Карлоне,.изобилует пышной лепниной, которой обрамляются сравнительно небольшие фрески. Наивысшего расцвета этот вид декора достигает в 80-90-х годах XVII в. (интерьер Старого собора - бывшей церкви иезуитов в Линце, 1669-1678, кафедра - около 1680; рис. 3).

Дворцовое городское строительство и особенно строительство общественных сооружений начало развиваться значительно позже культового. Наиболее ранним барочным дворцом следует считать архиепископский дворец в Вене (1632). Дворец строил флорентиец Джованни Коккапани, взявший за образец палаццо своей родины. Плоская фасадная стена дворца, прорезанная проемами, увенчана сильно выступающим карнизом.

Переделками XVIII в. эта композиция была нарушена.

Последующие здания, сохраняя плоский фасад и непрерывный, сильно выступающий, мощный венчающий карниз, получают достаточно рельефное оформление в виде надоконных украшений, обрамлений порталов и членящих стены гладких квадров, иногда различных по величине и форме, и плоских пилястр. Для композиции фасада в целом характерны спокойная разработка поверхности стены, равномерное размещение окон и архитектурных членений, сохраняющих плоскостность фасада. Примерами венских сооружений являются: дворец Штархемберг (1661), крыло Леопольда в Гофбурге (1660-1668), арх. Филиберто Лучесе, дворец Лобковиц (1685), арх. Пьетро Тенкала (в 1709-1711 гг. фасад был несколько изменен), дворец Капрара (около 1687).

Провинциальные дворцы сохраняют черты раннего барокко значительно дольше (дворец Аттемс, 1700, и дворец Вильдештейн, 1702; оба - в Граце).

Выдающимся примером провинциального городского дворца является дворец Фуггер в Инсбруке (1680, арх. Иоганн Мартин Гумпп Старший, 1643-1729). Не только фасад (три верхних окна были заменены на круглые в 1785 г.), но и план свидетельствует о большом родстве с итальянскими палаццо (рис. 4).

Замки дворян, построенные в начале периода раннего барокко, следуют традициям Ренессанса. Это настоящие оборонительные сооружения, окруженные кольцом наполненного водой рва. Расположенные по периметру двора корпуса, по углам имеют сильно выступающие башни. Корпуса и башни снабжены бойницами (замок Айштерсгейм, около 1600; рис. 5).

К концу периода раннего барокко замки также в значительной мере сохраняют черты замков Ренессанса. Примером является замок Петронелль (1673), арх. Доменико Карлоне (рис. 6). Сооружение также представляет собой комплекс из четырех корпусов, окружающих двор; у наружных углов находятся сильно выступающие восьмиугольные башни. Вокруг замка был ров, наполненный водой. Существенным отличием от замков начала этого периода является отсутствие фортификационных устройств в самом здании замка. Башни являются развитыми эркерами, в которых находятся кабинеты. Архитектурные членения, аналогичные членениям городских дворцов раннего барокко, видны не только на протяженных многоэтажных корпусах (увеличение количества парадных помещений было продиктовано возросшими требованиями представительства), но и на башнях. Завершения башен невысоки и не нарушают общего горизонтального, как и в городских дворцах, протяжения здания.

Другой значительный замок раннего барокко - замок Эйзенштадт (1663-1672), построенный по проекту арх. Карло Мартино Карлоне, - также представляет собой старую схему, измененную в связи с новыми правилами фортификации, а также в подражание городским дворцам в ответ на повышение требований к парадности помещений.

Декорация парадных помещений замков близка к декорации храмов. Она состоит из живописных полотен в пышных штуковых обрамлениях (парадный зал замка Эггенберг близ Альгерсдорфа, декор - 1666-1685, арх. Пьетро Вальнегро; рис. 7).

Дома небольших поместий в основном следуют образцам Ренессанса - они повторяют традиционную схему крестьянского альпийского дома. Проникновение форм барокко ощущается лишь в декоре (Вейер, комната в Вейергофе, 1669).

Высокое барокко - наиболее блестящий и величественный период в развитии архитектуры Австрии - охватывает время от 1690 до 1740 г. В этот период австрийский абсолютизм становится движущей силой общеевропейской политики. Его растущая мощь находит прямое отражение в архитектуре. Общий подъем культуры, рост национального самосознания сказался в переходе ведущей роли в архитектуре от зодчих итальянцев к местным мастерам, выдвинувшим австрийскую архитектуру на первое место в развитии зодчества германских стран.

Основным типом монументальной архитектуры становится дворец - символ растущего абсолютизма. Мастером, создавшим новый тип дворца, был величайший архитектор австрийского барокко Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах (1656-1723), родившийся в Граце и получивший архитектурное образование в Риме. Ему в первую очередь принадлежит заслуга в развитии национальной школы барокко.

Окончательно упрочившим свою власть в Австрии Габсбургам понадобился свой Версаль. Фишер, которому был заказан проект, не стал слепо подражать французскому образцу. Идея парадной загородной резиденции была воплощена им в проект более сложного, построенного по иным композиционным принципам комплекса (около 1690). Проект был помещен автором среди гравюр издания, названного «Историческая архитектура». В этой книге отражены интерес к памятникам прошлого и уровень знаний по истории архитектуры.

Дворец по проекту Фишера было решено построить вблизи Вены, на месте старого охотничьего королевского замка Шёнбрунн, разрушенного турками. В противоположность итальянским виллам, здания которых располагались у подножия возвышенности, Фишер предполагал занять своим протяженным дворцом, раскрывающимся к Вене как гигантская фигурная скоба, вершину холма (рис. 8), на котором позднее была построена Глориэтта.

Дворец Шёнбрунн по-иному, чем Версаль, был связан с примыкающим к нему парком и городом. Парк не имел прямоугольно-лучевой планировки. Он служил террасообразным подножием для дворца и был более открытым и легче обозримым, чем парк Версаля. Дворец главенствовал не только над грандиозным парком, но и над городом. Из анфилады парадных залов открывался широкий вид на старую Вену, просматривающуюся вдалеке на заднем плане, и на регулярно разбитый на пяти террасах склона холма, изобилующий фонтанами, лестницами, пандусами, статуями и подстриженной зеленью парк. Дворец, парк и город зрительно сливались воедино. Проект нового Шёнбрунна не был осуществлен. Вместо него Фишер составил новый проект, в котором меньший по размерам дворец занимал подножие холма. Второй проект и послужил основой строительства, начатого на этом новом месте в 1696 г. Впоследствии здание подверглось значительным переделкам, сильно исказившим замысел Фишера.

Идея первого проекта Фишера была осуществлена другим ведущим мастером австрийского барокко - Иоганном Лукасом Гильдебрандтом (1668-1745), также прошедшим выучку в Италии. Им было начато строительство, также за пределами венских укреплений, двух летних дворцов, впоследствии получивших название Бельведер, для принца Евгения Савойского (рис. 9, 10). Вначале у подножия холма был возведен небольшой одноэтажный дворец, так называемый Нижний Бельведер (1714-1716). Вскоре Гильдебрандт приступает к возведению второго дворца - Верхнего Бельведера (1721-1723) на вершине холма - там, где прежде проектировался небольшой павильон для осмотра окрестностей. Именно в Верхнем Бельведере была реализована идея первого проекта Шёнбруннского дворца. Он расположен ближе к городу, чем Шёнбрунн, вблизи свободного от строений зеленого пояса, оставленного по условиям обороны за пределами укреплений Вены (Старого города). С холмистого окружения открывалась свободная перспектива на древнюю столицу. В центре картины, открывающейся с Верхнего Бельведера, находится шпиль главного храма города - собора св. Стефана. По бокам его, на одной линии с Нижним Бельведером, - два барочных купола церквей Карла Борромея (1716-1737) и монастыря салесианок (1717-1730), обрамляющих и дополняющих вертикаль древнего собора. Старая Вена и симметрично стоящие относительно оси ансамбля Бельведера церкви являются фоном для расстилающегося по холму регулярного, почти полностью сохранившегося барочного парка, изобилующего различными садовыми сооружениями. Таким образом, открытый, целиком обозримый, как и Шёнбрунн, ансамбль в отличие от ансамблей вилл Италии и загородных дворцов Франции связывался в единую систему не только с ближним барочным окружением, но и с дальним видом старого города.



Рис. 10. Вена. Дворец. Верхний Бельведер, 1721-1723 гг., И.Л. Гильдебрандт. Въездная сторона, фрагмент; план 2-го этажа, разрез, генплан: 1 - Нижний Бельведер; 2 - Верхний Бельведер.


Противоположный парковому въездной фасад дворца открыт к огромному, заполняющему пространство до въездных ворот искусственному пруду, заключенному в фигурное каменное обрамление. У стоящего перед прудом посетителя создавалась иллюзия невесомости дворца. Дворец казался плывущим по воде, зрительно подступающей к его подножию. Сооружение выглядело особенно легким и нарядным из-за того, что состояло из семи павильонов, причем каждый был увенчан отдельной крышей. Разобщение на части позволило теснее связать это здание с окружающей его природой. Возможно, что угловые восьмигранные павильоны, содержащие капеллу и кабинеты, явились отголоском угловых замковых башен предыдущего периода. Разновысотные павильоны объединяли единый цокольный этаж, карниз и одинаково оформленные окна. Тонкий, изящный, невысокий декор, в изобилии украшающий фасады, делал дворец еще более праздничным.

Помещения дворца были предназначены, для всевозможных приемов, празднеств, увеселений. Лишь Нижний Бельведер мог отчасти служить для повседневной жизни владельца. Верхний Бельведер, особенно его второй этаж, содержащий великолепные залы для приемов, парадные спальни, картинную галерею, предназначался для представительства. Особенно развитыми и богатыми были входные центральные помещения и парадный, высокий, как храм, расписанный Мраморный зал. Въездной открытый трехарочный портик подводил к огромной, расходящейся на две ветви лестнице. Сюда же вела лестница из низкого, открытого арками в сад зала (типа «Sala terrena»). Своды зала (рис. 11) поддерживают застывшие в страшном напряжении, воплощающие силу земли мраморные атланты. Зрительно они служат законченным переходом от искусственной природы сада к изощренным интерьерам дворца: легкие гермы лестничной клетки - следующего звена в цепи помещений - лишь символизируют опоры перекрытия.

Парадный вестибюль, обширная лестничная клетка и парадный зал являлись в эпоху высокого барокко обязательными не только для загородных, но и для городских дворцов. В домах поместий также в ряде случаев при сохранении блокообразной формы помещения группируются вокруг большого вестибюля, примыкающей к нему лестничной клетки и выходящего на обе фасадные стороны центрального зала (Фромбург близ Зальцбурга, закончен в 1680; (рис. 12). Впрочем, вплоть до конца XVII в. дома небольших поместий, как и прежде, следуют традиционному типу альпийского крестьянского дома, совмещающего под одной крышей хозяйственные и жилые помещения (дом Робинггоф в Гнигле, около 1770 г.; рис. 12). В архитектуре этих домов барокко проявилось лишь в деталях.

Рис. 12. 1 - Фромбург близ Зальцбурга, окончен в 1680 г., общий вид и план; 2 - Гнигль, дом Робинггоф, около 1770 г.; общий вид и план

И в строительстве загородных домов Фишер попытался провести новые идеи центрического построения в более последовательной форме. В «Исторической архитектуре» он поместил идеальный проект укрепленного жилого здания, имеющего в плане вид шестиконечной звезды, выступы которой отвечали окружающим сооружение бастионам. Само здание не имело фортификационных устройств. План состоял из строго симметричных помещений, группирующихся вокруг центрального круглого зала, освещенного окнами в барабане высокого купола.

Фишером были сделаны проекты и неукрепленного загородного дома дворцового типа, имеющего центрическое построение плана. Некоторые из них были осуществлены в натуре. Примером является вилла Альтан в Россау близ Вены, запроектированная около 1690 г. Центр дома, имеющего в плане форму равноконечного косого креста, решен в виде овала. В первом этаже здесь расположен зал террена, а во втором - парадный зал (рис. 13).

Верхний Бельведер - лишь один из наиболее значительных летних дворцов и вилл, расположенных за пределами незастроенного широкого (600 шагов) кольца вокруг Вены (см. рис. 8), в которой они уже не могли разместиться. Сооружения различных архитектурных эпох здесь наслаивались как годичные кольца дерева вокруг первоначального ядра города. Богатые дворцы, обращенные своими пышными фасадами к старому городу, в окружении четко спланированных регулярных садов, явились великолепным обрамлением тесного средневекового города. Новый барочный город-сад стал важным элементом в истории европейского градостроительства.

Городские дворцы высокого барокко также обязаны своей архитектурой творчеству Фишера фон Эрлаха. Созданный им новый тип здания представлен зимним дворцом принца Евгения (с 1696) в Вене.

Это - один из ранних, задуманных и построенных Фишером дворцов. Ему свойственны характерные черты дворцов раннего барокко (рис. 14): равномерное членение фасада архитектурными элементами, акцентирование порталов. Однако при проектировании дворца Фишер был связан условиями расположения здания на узкой улице старого города. Он запроектировал на фасаде два портала, как бы разбив здание на два участка, позволяющих обозреть его в два приема с противоположной стороны улицы. Третий портал возник позже. После приобретения соседних домов дворец был расширен и к 12 его осям было добавлено еще 5 осей. Детали фасада, особенно входных порталов, в отличие от элементов ранних дворцов, сильно моделированы. Здесь, как и в последующих сооружениях, архитектор должен был подчиниться условиям тесно застроенного города. Он был лишен возможности развивать композицию фасада в глубину. Лишь в самом здании ему удалось создать богатую перспективу из поддерживающих лестничные марши атлантов.

Фасады более поздних дворцовых сооружений Фишер проектирует, уже выделяя центральный ризалит с порталом, ось которого является осью симметрии всего здания (дворец Батьяни, проект 1699 г.; рис. 15). Известное влияние на архитектора при создании подобного нового для Австрии типа дворца могли оказать и стоящие на переломе к высокому барокко загородный (с 1691) и городской (1694-1705) дворцы Лихтенштейн в Вене арх. Доминико Мартинелли (1650-1718), в которых также имеется центральный ризалит, однако плоские фасады этих дворцов трактуются в духе раннего барокко.

Фасады городских дворцов Фишера с акцентированным центральным ризалитом, к которым следует также причислить стоящий перед городскими воротами Вены дворец Траутсон (с 1710), отличаются торжественной монументальностью, почти классической строгостью и внушительностью.

Постройки Гильдебрандта при сохранении схемы фасада дворцов Фишера насыщены легким, динамичным и измельченным декором. Таков дворец Даун-Кинских в Вене (1713-1716), являющийся в какой-то мере подражанием дворцу Батьяни (рис. 16). Но в соответствии с творческой манерой Гильдебрандта фасад дворца не обладает мощной пластикой дворцов Фишера. Лестничная клетка дворца оформлена прихотливым декором и ее украшают не атланты, а резвящиеся путти. Подобную же декорацию имеет лестница замка Мирабель (с 1721) - резиденции зальцбургских архиепископов, также спроектированного Гильдебрандтом.

Рис. 16. Вена. Дворец Даун-Кинских, 1713-1716 гг., И. Л. Гильдебрандт. Общий вид, лестница

Рядовые жилые городские дома в конце XVII в. получают новую конфигурацию. Двор дома становится Г- и П-образным. Дома поворачиваются к улице длинным фасадом. Такой же вид приобретают дома предместий и сельские дома в местностях, связанных с городом. Наряду с этим вплоть до наступления классицизма (1750) строятся традиционные, увенчанные фигурным щипцом дома, обращенные торцом к улице. Фасады более ранних зданий переделываются в формах пышного барокко (дом Хельблинг в Инсбруке, наружная декорация - 40-е годы XVIII в.; рис. 17).

Общественные и административные сооружения, возводившиеся в небольшом количестве, следуют в организации плана и композиции фасада дворцам. Такова Чешская придворная канцелярия в Вене (арх. И. Б. Фишер фон Эрлах, проект - 1708, окончен строительством в 1714. Впоследствии здание, состоящее из 9 оконных осей, расширено; рис. 18). Фасад перестроенной венской Старой ратуши (1706) также близок к дворцовому фасаду.

В провинциальных общественных зданиях центральное место в плане также отводилось парадному вестибюлю, лестничной клетке и главному залу, что можно видеть, например, в ландхаузе Инсбрука (1724-1728) - произведении самого блестящего представителя местной семьи зодчих - Георга Антона Гумппа (1682-1754). Фасад ландхауза при некоторой грубости архитектурных деталей отличает та же разработанная в дворцах Фишера схема фасада с акцентированным центральным ризалитом (рис. 19).


Рис. 19. Инсбрук. Ландхауз, 1724-1728 гг., Г.А. Гумпп. Фрагмент фасада и план
Рис. 20. Вена. Придворная библиотека, 1722-1735 гг., И. Б. Фишер фон Эрлах. Интерьер и план

Наиболее блестящим сооружением отмеченного типа является Придворная библиотека Гофбурга в Вене (1722-1735, арх. И. Б. Фишер фон Эрлах ), считающаяся одним из самых красивых библиотечных зданий Европы. Оно завершает собой ряд великолепных залов монастырских библиотек, среди которых наиболее близким ему является зал библиотеки монастыря в Шлирбахе (с 1712). Подобно дворцовому сооружению длинное прямоугольное здание Придворной библиотеки пересекает огромный, перекрытый куполом овальный зал, высоту которого иллюзорно увеличивают фрески купола (рис. 20). Протяженный интерьер библиотеки подчиняется почти центрическому пространству этого зала. Большое очарование всей библиотеке придает гармоничное цветовое оформление: светло-серые колонны, голубые фрески, темные с позолотой корешки книг. Интерьер библиотеки послужил образцом для многих библиотечных залов барокко, в том числе для одного из самых примечательных, каким является зал библиотеки монастыря Адмонт (около 1774).

Фишер прославился также в области строительства сравнительно небольших, но весьма примечательных сооружений - триумфальных арок, появившихся в связи с усилением абсолютизма. В 1690 г. Иосиф I был коронован римско-германским императором и торжественно въехал в Вену. Фишер впервые стал известен как автор двух из трех триумфальных арок, поставленных в честь Иосифа I. Арки Фишера, интерпретация античных триумфальных арок, представляли собой легкие, в изобилии украшенные статуями сооружения. Скульптурные украшения символизировали торжество германского «короля-солнца». На одной из арок король был помещен в центре солнечного диска, на другой он правил солнечной квадригой. Той же идее прославления власти отвечали и более поздние (1699) триумфальные арки Фишера.

Продолжателем не только идей, но и строительства неоконченных И. Б. Фишером фон Эрлахом зданий был его сын Иосиф Эмануэл Фишер фон Эрлах (1693- 1742), создавший менее оригинальные (в его творчестве заметно влияние французской архитектуры), но все еще величественные произведения. Особенно большие работы он вел в императорском Гофбурге, в Вене. Фишеру младшему принадлежит Государственная канцелярия (1726-1730), начатая в 1723 г. Гильдебрандтом и осуществленная в конце XIX в. по его проекту часть Гофбурга, выходящая на Михаэлерплатц, из которой при жизни автора была выполнена только Зимняя школа верховой езды (1729-1735) с ее огромным импозантным колонным залом (рис. 21). Другим мастером, завершающим расцвет австрийской архитектуры, был Антон Оспель (1677-1756), создавший для венского бюргерства арсенал (1731-1732) с грандиозной нишей на фасаде, увенчанной эмблемами императорского могущества.

Культовые сооружения высокого барокко также обязаны своим развитием творчеству И. Б. Фишера. Еще до своего пребывания в Вене Фишер построил ряд церквей в другом центре католической Австрии - Зальцбурге. Наиболее выдающимися среди них являются церковь Троицы (1694-1702; рис. 22) и коллегиальная церковь (1696-1707; рис. 23). От храмов предыдущего периода их отличает центрическая композиция плана. План симметрично компонуется вокруг овального, преимущественно (впервые овал в плане храма можно отметить в венской церкви сервитов, 1651-1677), или круглого купольного зала. Симметричная композиция церквей Фишера близка к композиции проектов его парковых сооружений, загородных домов и капелл.


Рис. 22. Зальцбург. Церковь Троицы, 1694-1702 гг., И. Б. Фишер фон Эрлах. Общий вид и план

Рис. 23. Зальцбург. Коллегиальная церковь, 1696-1707 гг., И. Б. Фишер фон Эрлах. Общий вид и план

Церковь Троицы располагается в центре дома священника и с фасада (впоследствии сильно искаженного) производит впечатление грандиозного портала здания. Попытки включения культового сооружения в примыкающую застройку встречаются еще в период раннего барокко (венская иезуитская церковь у Двора), но Фишер развил этот прием. Храм носит черты дворца, его членения продолжают архитектурные формы соседствующего жилого дома.

Высшим достижением творчества И. Б. Фишера в области строительства культовых зданий является церковь св. Карла Борромея в Вене (1716-1737), самая большая среди барочных католических церквей германских стран (рис. 24). Строительство церкви было окончено Фишером младшим, несколько изменившим детали здания. Поставленная среди садов, на открытом возвышенном месте за пределами укреплений города, она явилась главным сооружением среди барочных дворцов загородного кольца и вместе с собором св. Стефана определила силуэт города в целом. В основу плана был положен излюбленный Фишером овал. Подобно светским зданиям церковь представляла собой живописное сращение из нескольких элементов. Овал, расположенный на главной оси плана, дополняли симметрично группирующиеся около него части, из которых боковые павильоны-проезды не имеют прямого отношения к назначению церкви. Еще более инородными представляются колокольни, уподобленные колоннам Траяна. Введение дополнительных частей говорит о новом понимании архитектуры культового здания. Это скорее светское сооружение, хотя при возведении здания ему придавался чисто религиозный смысл, - оно было поставлено императором Карлом VI своему святому по обету в связи с прекращением чумы (1713).

Колокольни - «колонны Траяна» и колонный портик, родственный портику римского Пантеона, придают сооружению Фишера характер античной строгости. Чертами сдержанности отмечены и его светские постройки и фантастические реконструкции памятников древности в «Исторической архитектуре».

Благодаря введению дополнительных элементов силуэт здания значительно обогатился. При обходе церкви эти части видны в различных ракурсах и различных положениях по отношению к куполу, перекрывающему овал плана. Интерьер церкви, сводящийся в основе к овальному залу, оформлен очень сдержанно. Главное внимание архитектора было направлено на создание внешней помпезной композиции.

Центрические постройки Фишера нашли отклик и у второго ведущего мастера австрийского барокко - Гильдебрандта. Сооруженную им на одной из развилок узких улиц Вены церковь св. Петра (1702-1751) венчает колоссальный купол, перекрывающий овальный в плане зал. Вытянутый вверх, зажатый в узком пространстве объем церкви дополняют башнеобразные колокольни, подчеркивающие его стремление ввысь (рис. 25).

Идеи центричности находили воплощение и в ряде провинциальных церквей. Наиболее интересным примером является церковь Троицы в Пауре (1714-1724, арх. Иоганн Михаэль Пруннер, мастер круга Гильдебрандта). Абстрактную, по существу, идею объединения трех частей архитектор удачно воплотил в композиции сооружения, придав ему законченную художественную форму (рис. 26).


Рис. 26. Паура. Церковь Троицы, 1714-1724 гг., И.М. Пруннер. Общий вид и план

В творчестве Фишера новое выражение получил не только ряд крупных сооружений, но и небольшие строения. Это обычные в католических странах памятные строения, возводимые по обету на площадях, возле храмов, у перекрестка дорог в честь какого-либо выдающегося события (прекращения эпидемии, победы над врагом и т. д.). Они представляли собой обычно небольшое здание с фигурой святого, укрепленное на постаменте (чумная колонна у Рейтерегга близ Граца, XVII в.). У Фишера эта старинная форма получила совершенно новое звучание. Он явился «изобретателем», возможно совместно с Лодовико Оттавио Буриачини, так называемой «облачной колонны» - огромной пирамиды, состоящей из громоздящихся вокруг обелиска высеченных из камня облаков со стоящими на них фигурами ангелов. В 1687 г. Фишер сделал проект чумной колонны Троицы на Грабене в Вене, поставленной по обету императором Леопольдом I. Колонна несет группу Троицы, выполненную из позолоченной меди. Колонна послужила образцом для многих сооружений подобного рода.

Монастыри, строящиеся с исключительным размахом, особенно по Дунаю, в своей организации также следуют принципам дворцового загородного строительства. Комплекс монастыря разбивается на ряд симметричных павильонов, объединенных рядом промежуточных построек. Таков, например, оставшийся незаконченным монастырь Гёттвейг (с 1719, арх. И. Л. Гильдебрандт; рис. 27), расположенный над Дунаем, на горе, с которой открывался широкий круговой обзор. Гигантские субструкции должны были нести громадный, очерченный по квадрату со стороной около 200 м комплекс, на каждой из сторон которого находились центральный павильон, а по углам - башни.

Крупнейшим мастером монастырского строительства был Якоб Прандтауер (1660-1726) - автор двух крупнейших монастырей Австрии - Мелька и Санкт-Флориана.

Монастырь Мельк (1702-1738) построен на скале, над одним из рукавов Дуная, вблизи его впадения в основное русло реки, на месте неоднократно перестраиваемого монастыря, от которого сохранились остатки укреплений (рис. 28).

Рис. 28. Мельк. Монастырь, 1702-1738 гг., Я. Прандтауер. Общий вид и план

Композиция сооружения хорошо увязана с живописными окрестностями. К реке монастырь выходит двумя выступающими, сближающимися к широкой арке («мотив Палладио») крыльями, включающими библиотеку и традиционный Мраморный зал. В глубине двора поднимается грандиозная двухбашенная церковь, последняя по времени в Австрии, повторяющая план храма Иль Джезу в Риме. От реки весь комплекс воспринимается как естественное завершение береговой скалы. Со стороны же монастыря, из двора сквозь арку, перекинутую через террасу, открывается широкая водная гладь и далекое заречье. Аналогичные принципы построения, рассчитанного на далекую перспективу живописных окрестностей, имели и дворцовые комплексы.

Монастырь главенствует над городком, подступающим с юга, не только из-за своего положения на высокой скале, но и благодаря очень длинному (59 оконных осей) фасаду, противопоставленному дробной застройке городка.

В монастыре Санкт-Флориан (1686 - до середины XVIII в.) особенно четко проявился павильонный принцип застройки. Главный двор монастыря окружают сосредоточенные по трем его сторонам узловые парадные помещения: библиотека, Мраморный зал и лестничная клетка (рис. 29). В противоположность равномерному следованию оконных осей раннего барокко эти помещения выступают в виде ризалитов. Особенно интересно построение лестничной клетки (1706-1715), являющейся здесь, по существу, самостоятельным зданием. К лестнице примыкали императорские покои. Прандтауер использовал более ранний проект миланца Карло Антонио Карлоне (ум. в 1708 г.), заменив верхние косые, следующие направлению лестничных маршей аркады на прямые, что лишало фасад тяжеловесной утилитарности, придав ему характер ажурного дворцового павильона. От центральной «палладианской», как в Мельке, арки открывается широкий вид на двор и фонтан.

В росписи куполов перестроенной церкви монастыря Санкт-Флориан впервые в Австрии Иоганном Антоном Гумппом и Мельхиором Штейилом применена иллюзорная живопись (1690-1695) - характерное отличие от украшений интерьеров раннего барокко. Широко внедрившаяся затем в декорацию интерьера иллюзорная живопись явилась важным дополнением к помпезному многоцветному убранству не только церквей, но и дворцов высокого барокко.

Рис. 29. Санкт-Флориан. Монастырь, с 1686 г., Я. Прандтауер. Центральная часть фасада с лестничной клеткой, план

Несколько более поздние монастырские комплексы хотя и не обладают размерами строений Прандтауера, тем не менее не уступают им в живописности и высоком архитектурном качестве. Следует упомянуть две постройки, начатые Маттиасом Штейнлом (1644-1727) и оконченные родственником и учеником Прандтауера Иосифом Мунгенастом (1680-1741): монастырские церкви в Цветтле и Дюрнштейне. Главный фасад церквей представляет собой высокую многоярусную башню, служащую своего рода ориентиром для примыкающего городка. Пристроенная к готической церкви башня Цветтля (1722-1727) сложена из квадров чисто отесанного серого гранита. Она расположена в долине и поднимается из нее стройным, издали видным ажурным силуэтом. Башня монастыря в Дюрнштейне (1724-1733; рис. 30), сдвинутая из-за условий местоположения с оси церкви, так же как монастырь Мельк, обращена своей полукруглой террасой к широко раскинувшемуся пейзажу с Дунаем на первом плане. Большую убедительность композиции башни придает зрительная конструктивная оправданность ее элементов. Огромные волюты у подножия башни представляются контрфорсами, сдерживающее усилие которых увеличивают поставленные на волютах статуи. Той же цели подчинены обелиски по углам башни поверху и мощная терраса у ее подножия.

Последним выдающимся монастырем высокого барокко был монастырь Клостернейбург . Император Карл VI, бывший также в свое время правителем Испании, решил перестроить древний монастырь и превратить его в резиденцию, подобную Эскориалу (с 1730). Донато Феличе д’Аллио составил проект грандиозного комплекса, который должен был заключать в себе четыре двора с церковью посередине и завершаться одиннадцатью куполами (рис. 31). Восточная, господствующая над ландшафтом часть, обращенная к Вене, являлась императорским дворцом, к которому вел главный подъездной путь. Монастырь, таким образом, объединял идею небесной и земной власти. И его западный с церковью посередине и восточный фасады были равноценными. Дворец не вступал в противоречие с монастырем ни структурой плана, ни архитектурным оформлением.

Начинающийся упадок страны сказался на выполнении проекта: постройку начали с императорского дворца, и был осуществлен только один северный двор. В середине XVIII в. строительство было прекращено. О величии задуманного свидетельствует колоссальный Мраморный зал, выступающий овальным ризалитом по дворцовой стороне, купол над которым увенчан каменной короной Габсбургов, богато декорированная лестничная клетка и огромный зал террена.

С 1740 г. наступает период просвещенного абсолютизма, продолжающийся почти до французской революции. Императоры (Мария Терезия и Иосиф II) с целью унификации управления огромной монархией пытаются, правда весьма непоследовательно, провести ряд реформ.


Бюрократизация общественной и культурной жизни страны накладывает отпечаток и на архитектуру. В большом количестве возводятся административные здания, казармы, дорожные сооружения. В строительстве отчетливо проявляется подражание французской архитектуре, особенно яркое в зданиях, возводимых для императрицы.

Рококо не оставило заметных следов в архитектуре Австрии. Наиболее значительным примером форм рококо являются перестроенные Николаусом Пакасси залы Шёнбруннского дворца (1760-1780; рис. 32).

Гораздо сильнее проявилось влияние французского классицизма, вызвавшее появление сооружений, доходящих до прямого ему уподобления, как, например, здания Старого университета, возведенного лотарингцем Никола Жадо (1753). Впрочем, в этот период традиции предыдущего времени не целиком еще отошли в прошлое, о чем свидетельствует изящная Глориэтта (1775, арх. Иоганн Фердинанд фон Гогенберг, 1732-1816), поставленная на холме, над Шёнбруннским дворцом там, где Фишер запроектировал свой первый дворец (рис. 33). Изящный силуэт Глориэтты, сооруженной в честь победы при Колине, явился великолепным завершением перепланированного в романтическом духе дворцового парка (1765-1780).

В рядовых сооружениях, особенно жилых домах, традиции барокко живут до начала XIX в., хотя и в это же время в значительном количестве возводятся дома, снабженные «классическими» деталями (бюргерский дом на бастионе Мёлькер в Вене).

В эпоху французской революции и в последующее время Австрия становится оплотом европейской реакции. Большие материальные потери сильно сокращают строительство. Архитектура переживает период духовного оскудения. Строятся в основном здания утилитарного или бюрократического назначения: казармы, таможни, всевозможные административные постройки, больницы. Фасад, как правило, украшают несколько трехчетвертных колонн, на которые опирается фронтон. Этот стиль излишне сухой и непритязательный, именуется на родине бидермайером. Производством архитектурных проектов ведают многочисленные комиссии, продукция которых чаще всего оставалась лежать в архивах. Такая бюрократическая система тяжело ложится на свободное творчество, чиновничье администрирование душит любую живую мысль. Во главе проектирования стоят архитекторы, подобные директору Академии и придворному советнику Петеру фон Нобиле (1774-1854), следование которого классическим образцам доходит до того, что он в павильоне для хранения скульптуры Кановы (1822-1824, Вена, Народный парк) повторил Тезейон (Гефестейон) Афин. Лучшим его произведением считаются крепостные ворота на площади Героев в Вене (1821 -1824), поставленные в честь победы у Лейпцига.

Об общем направлении архитектуры этого периода упадка свидетельствует другое, приписываемое Нобиле, здание - Государственный суд в Вене (1832), напоминающее скорее тюрьму.

Даже дворцовые сооружения отличаются скованностью облика здания. Таков, например, дворец русского государственного деятеля А. К. Разумовского в Вене, построенный как центр общественной жизни города Луи Жозефом де Монтойе в 1803 г. Наконец, один из представителей группировки архитекторов-чиновников Пауль Шпренгер (1798-1854) попытался возродить «иезуитский стиль» в церкви у Альтлерхенфельда в Вене (1847), что вызвало сильнейшую оппозицию среди молодых архитекторов, движение которых возглавил Иоганн Георг Мюллер (1822-1849), по проекту которого возобновилось строительство названной церкви. Движение привело к возникновению в середине XIX в. нового эклектического направления, которое (церковь была выстроена в формах романского стиля) показалось новым, живым словом по сравнению с выработанными ранее рутинными схемами.

В области жилого строительства в течение 1-й трети XIX в. более плотной становится застройка предместий, при этом конфигурация домов в общем остается прежней. Участки в самом городе становятся короче отчасти за счет проведения параллельно старым новых улиц, отчасти (еще во времена Иосифа II, 1780-1790) из-за разбивки на городские участки садов, изъятых из монастырских владений. На более широком участке дом выходит к улице длинной стороной, в центре которой располагается портал, а за ним передняя, ведущая во двор (схема барочного дворца). Лестничная клетка дома находится сбоку передней, против двора, и замыкается в каждом этаже открытым переходом, к которому выходят жилые комнаты.

В дальнейшем открытые переходы застекляются, лестничная клетка все чаще размещается в середине дома, иногда даже ставится в центре его. Как городские, так и пригородные дома все более отходят от типа крестьянского дома, причем соответственно многочисленнее становятся их варианты.

После 1830 г., особенно в Вене, в предместьях возводят по преимуществу четырехэтажные дома. Старый дом бюргера, что особенно характерно опять-таки для предместий, превращается в доходную казарму, которая, чтобы быть рентабельной, должна вмещать как можно больше комнат.

Между 1830 и 1840 г. полностью исчезает различие между жилыми домами города и предместий. Новый тип дома становится основным для строительства жилых домов 2-й половины XIX в.

Австрийское высокое барокко явилось важным вкладом в мировую сокровищницу искусства. Решенная им проблема создания города-сада и связанного с парком и старым городом дворца остается событием не только в истории архитектуры, но и не потеряла значения для сегодняшнего дня.

Характерны идентичность строительных программ дворцовых и культовых комплексов; культовое строительство во многом подражает и приближается к светскому: павильонный принцип застройки, слияние с окружающей средой, акцентирование определенной группы парадных помещений. Богатство выдумки, гармоничность и четкая прорисовка деталей, примечательные для обоих видов строительства, выделяют их среди рядовых, отстающих в своем развитии жилых зданий. Австрийское барокко - стиль аристократии, стиль абсолютизма, что и обусловило типологическую ограниченность его развития, сузило разработку им ряда проблем, в частности проблемы градостроительства, в то же время стимулировало яркий расцвет архитектуры определенного круга сооружений.

Глава «Архитектура Австрии XVII - первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII - первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова.

Современная архитектура Вены December 7th, 2015

В Вене очень крутая современная архитектура. Впрочем,как и во всех развитых странах Европы. Но благодаря тому, что в Вене живет и учится наша хорошая подруга по иркутскому архитектурному цеху, именно здесь мы посмотрели ее подробно и осознанно. Нас провезли по пригородам с современной жилой застройкой и району офисов и бизнес-центра в самом городе и по знаменитому кампусу экономического университета.


Начнем как раз с него.

Нынче в тренде покрытие фасадов листами ржавого железа, прием на любителя, но мне нравится. В российских деревнях много таких зданий. Это напоминает моду на рваные джинсы, в 90-е тебя бы назвали бомжом, а сейчас ты- модник.

Но самая большая гордость университета это конечно, здание библиотеки, авторства знаменитой Захи Хадид.

Всегда мечтал в живую увидеть хотя бы одно ее здание- мечты сбываются)

Впечатления надо сказать, неоднозначные.. С одной стороны это все очень эффектно, но с другой, все это сделано из бетона то есть вообще все- каждый проем, каждый парапет, каждая ступенька- все из бетона. Все здание представляет собой что то вроде куска сыра с дырками. И вот я все думал, каких невероятных денег все это стоило? Невероятной глубины фундаменты, уникальная апалубка, десятки тысяч кубометров бетона и сотни ненавидящих все это строителей.

И может игра стоила бы свеч,как говориться, но, вышел небольшой казус... Через две недели после торжественного открытия здания, гигантская выносная консоль начала отваливаться. Накренилась, по стенам пошли трещины и вот уже второй год все стоит в строительных лесах и здание в полную силу не функционирует. В итоге, Заху выдворили с позором и больше в Австрии она не работает.

Вообще карьера у маэстро тут не задалась изначально. Вот еще один провальный ее проект из раннего творчества. Это жилой дом, который был построен, как всегда за аморальные деньги, с пафосной презентацией и в итоге стоит почти пустой. Никто ничего не купил и здание отдали под общежитие студентам одного из университетов, разделив элитные апартаменты на маленькие кривые комнатушки. Короче, грустная история..

Идем дальше гулять по кампусу. Это скамейка которая удобна для использования инвалидов/не зрячих людей с ограниченными возможностями. Пупырышками написана навигация по территории, чтоб можно было понять куда идти. Почти год потратили на опыты и эксперименты, европейцы в этом плане очень дотошные.

Благоустройство территории реально впечатляет

Лично меня больше всего впечатлили вот эти скамейки

Мы целый час бегали возле них- пытались понять из чего и как они сделаны- к общему мнению так и не пришли. Эти материалы не знакомы российскому архитектору. У нас такие вещи тоже наверное будут, к 2056 году

Загадочный черный ящик

Рядом с университетским кампусом строят бизнес-центр.

С искусственными озерами, мостами, деревьями.

Я просто хочу чтоб вы знали дорогие читатели, что архитектура такого качества, это очень дорого, не просто дорого, а адски дорого. Многие города погрязают в долгах и кредитах реализуя десятилетиями подобные проекты. Просто они не умеют делать спустя рукава, лучше никак чем плохо.

В Европе принято строить крутые детские площадки. Каждая площадка проектируется специально для конкретного двора и не повторяется больше нигде.

Нет клоунских цветов, образов паровозиков, корабликов, зверей и прочей фигни. Не знаю хорошо это или плохо, но если бы я был детем, то предпочел бы играть на этой площадке чем на типовой пластиковой, которая стоит во всех наших дворах

У них принято сидеть на газонах. Зачем нужен газон, если на нем не сидеть? У нас же, любой клочок травы обносят уродливыми кладбищенскими оградками, чтоб не дай бог никто не испортил, не наступил.

Вот такое жилье строят сейчас в Европе

Это никакое не элитное жилье, а самое обычное, для среднего класса на окраине Вены.

Жителей пока не много. А знаете почему нет ни одного кондера или самовольно застекленного балкона? Потому что за это огромные штрафы и принудительный демонтаж. квартира твоя, фасад- общий.

Местами еще стройка идет. Главное отличие в их подходе от нашего в том, что они не могут сдать дом не достроив двор, не проложив до него дорогу. Если бы европейский застройщик позволил себе то что позволяют наши, у него бы раз и навсегда отобрали лицензию, а покупатели квартир забросали бы его камнями. А у нас ничего, как говориться "пипл хавает" - дорога будет через месяц, детская площадка через два, парковка через три, а пока потерпите, дорогие- помесите грязь, попрыгайте через лужи, все будет, но позже...

Несбыточная мечта русского архитектора и страшный сон русского пожарника. Деревянные фасады...

Для тех кто не в теме, у нас такого нельзя построить при всем желании- запрещено законодательно. Мне вот всегда интересно, в Австрии огонь по-другому горит, или люди какие-то особые? Но у них можно, а у нас нет, наши СНиПы, написанные в 1985 году, категорически запрещают такие решения в 2015.

Во дворе мини-скаладром, лесенки, ниши, беситься могут все, как взрослые так и дети.

Деревянные жалюзи на катающихся роликах. Русский пожарник бьется в конвульсиях от таких картинок

Простейшее решение- сетка по фасаду. Зимой она не заметна и не портит вида, а летом по ней плющ ползет и озеленяет стену- просто и гениально.

Пример использования в отделке фасадов профлиста- тоже редкость а нашем строительстве.

Самое удивительное в том, что наш рынок недвижимости невероятно переоценен. Например, цены на квартиры в Праге на 30-40 % дороже чем в Иркутске, сопоставимы с ценами в Питере и соответственно дешевле почти в два раза чем в Москве. При этом качество этого жилья будет непорядок лучше, да и это, на секундочку, центр Европы. На данный момент мы строим долго, дорого и с поразительно плохими результатами. Увы, это правда.

Во дворах общедоступные батуты и гамаки, во внутренних дворах нет машин, машины паркуют вдоль дорог по кварталу.

Обидно даже не то, насколько у них строят лучше чем у нас, а то что это стоит пустое. 0,3 ребенка на среднюю австрийскую семью не хватает чтоб заполнить все эти площадки, развитая ифраструктура уже привычна и не интересна взрослым- все пустует.. А у нас в каждой семье по 2-3 ребенка, вечерами люди не знают куда сходить и чем заняться, а даже близко такого нет. Вот что обидно.

Неудачный эксперимент с балконами-капсулами. Говорят летом там настоящая парилка и видон на все дороги и проходящих людей мимо людей.

Ездили в бизнес- район "Дунай Сити" именно тут часто проходят всякие международные саммиты по глобальным вопросам политики.

Небоскребы

И отели-муравейники

Скучнейшее место, если честно. И небоскребы я не очень люблю

Архитектура- это всегда отражение уровня экономики и уровня культурного развития граждан. Например, в государстве Москва денег больше чем в государстве Россия и народ там не то что бы культурнее, но гораздо требовательнее, поэтому в этом государстве начали постепенно появляться здания вполне мирового уровня эстетики и качества, но их всё равно катастрофически мало, а в масштабах всей страны практически и нет. От развитых стран Европы и Америки в этом вопросе мы отстали лет на 50 примерно и наверстывать пока, к сожалению, не спешим.


Роскошную австрийскую архитектуру зачастую сравнивают с архитектурой соседней Германии, однако, безусловно, она уникальна и самобытна. Именно это привлекает тысячи туристов, желающих вдохнуть австрийский воздух, насладиться местной кухней и увидеть своими глазами шикарную архитектуру. Мы продолжаем рассказ о .





Самый крупный конгресс-центр Австрии расположен в самом сердце современной Вены, в непосредственной близости от местного офиса Организации Объединенных Наций. В состав конгресс-центра входит 24 зала для переговоров, 180 офисов и 4 конференц-зала. Общая вместимость здания составляет 20 тысяч человек. В стенах венского центра проходят разного рода мероприятия - научные конференции, международные митинги, ярмарки, гала-концерты и многое другое.





В центре Граца на реке Мур расположена крайне необычная достопримечательность - мост-остров Муринсель, напоминающий гигантскую морскую раковину. К ней протянуты два пешеходных моста, которые связывают соседние берега. Размер моста-острова - 50 м в длину и 20 м в ширину. Этой плавучей платформе удается находится на воде благодаря закрепленным ко дну реки якорям. Под куполом стеклянной крыши, уходящей к воде, расположено небольшое уютное кафе, а в открытой части Муринселя устроен амфитеатр. Между кафе и амфитеатром находится детская площадка "Остров приключений", выполненная в виде трехмерного лабиринта из сетей и канатов. Одновременно мост-остров Муринсель способен вместить до 350 посетителей.





Железнодорожная станция на горе Хунгербург в Инсбруке была построена по проекту Захи Хадид в 2002 году. Строительство этой станции считается частью большого проекта по восстановлению территории для Олимпийской Арены Австрии, в который так же входит еще один проект Захи Хадид – трамплин Бергисель в Инсбруке. Плавные формы, поверхности двойной кривизны, перетекание пространств - все в станции в Инсбруке выглядит в лучших традициях британского архитектора.

14. Клиника в Клагенфурте





Клиника в Клагенфурте – это третье по величине государственное лечебное учреждение Австрии. Клиника представляет собой разветвленную сеть больничных корпусов с более чем 2 800 койко-местами и штатом персонала свыше 6 300 сотрудников. Клагенгфуртская клиника постоянно модернизируется, так, например, в 2010 году на территории клиники был построен один из самых современных больничных корпусов в Европе площадью 95 000 кв. м. Также в ходе модернизации клиники 60 000 кв.м зеленых насаждений были переработаны так, что новая больница теперь непосредственно окружена парком. Стоит отметить, что в каждом корпусе клиники имеется большая кухня, полностью автоматизированная прачечная, кафетерий, банк и больничный магазин.





"Венские газометры" - это четыре газгольдера, расположенных в столице Австрии и построенных в 1896-1899 гг. В 1969-1978 город отказался от использования коксового газа в пользу природного, в следствие чего газометры были закрыты. Однако в 1999-2001 гг. памятники индустриальной архитектуры были перестроены по проектам ведущих архитекторов мира в сверхсовременный многофункциональный комплекс. В бюро Coop Himmelb(l)au поступил заказ на проектирование современного жилого комплекса. Австрийские архитекторы выполнили его в лучших традициях деконструктивизма - с многочисленными изломами, острыми углами, а также поворотом и сдвигом этажей по вертикальной оси.





Messe Wien считается самым крупным и самым современным выставочным центром в Австрии. На его строительство пришлось потратить два с половиной года и 192 миллиона евро. Центр представляет собой 4 зала, общей площадью 60 тыс. кв. м и конгресс-центр. Messe Wien находится в районе Пратер, на границе с историческим центром Вены. Все помещения выставочного центра – просторные и светлые. Любопытно, что к залам ведет невероятно длинный коридор протяженностью в 450 метров. Еще одной задумкой архитектора стало отсутствие транспортной ленты для посетителей, чтобы они почувствовали, насколько масштабно сооружение. Все остальное призвано создать удобства для посетителей – от детского сада с воспитателями до гаражей на 4500 мест для парковки.





Библиотека и учебный центр экономического университета находится близ парка Пратер, на территории университетского городка площадью 10 га. Главной целью Захи Хадид при создании своего очередного шедевра было соединение традиционного собрания книг с последними достижениями в сфере информационных технологий. По задумке автора, динамичные формы самого крупного в кампусе здания определяют линии развития всего ансамбля. Новый кампус рассчитан на 24 тысячи студентов, а также 3 тысяч преподавателей, сотрудников администрации и обслуживающего персонала. Столь масштабный проект университетского городка, реализуемый с ноля, стал беспрецедентным для Австрии явлением.





Главной достопримечательностью маленького городка Лангенлойса служит Музей вина и СПА-курорт «Лоизиум» с прилегающим к нему дизайн-отелем, спроектированным всемирно известным архитектором-деконструктивистом Стивеном Холлом. Несколько семей виноделов Лангенлойса решили сделать из старинных пустующих винных погребов (возраст некоторых из них - более 900 лет) центр винного туризма Австрии. «Лоизиум» также включает в себя исторические винные погреба, центры художественных инсталляций и даже собственную винотеку в виде сверхъестественного куба. Её посетители смогут не только продегустировать, но и приобрести классические варианты и необычные новинки.





Венская государственная опера является крупнейшим оперным театром в Австрии и настоящим центром западноевропейской музыкальной культуры. В 1861 году было начато строительство специального здания для Венской оперы по проекту австрийских зодчих Августа Сикарда фон Сикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля; здание в стиле неоренессанс было построено к 1869 году и открылось 25 мая оперой Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». Фасад здания Венской оперы украшен фрагментами из оперы Моцарта «Волшебная флейта», ритмичными арками, пилястрами и колоннами. Особенно эффектно Венская Опера выглядит с ночной подсветкой. Не менее богато, чем фасад, выглядят интерьеры театра, особенно роскошный зрительный зал с солнцеподобной сверкающей люстрой на потолке.





Художественный музей Леопольда, находящийся в составе Музейного квартала в Вене, располагает обширной коллекцией картин и произведений декоративно-прикладного искусства в стиле «венский модерн». Музей Леопольда открылся в 2001 году в ходе создания культурного ареала Музеумсквартир, занимающего по своим размерам восьмое место в мире. Здание в форме прямоугольника, площадью в 12 600 кв. м, облицованное белым ракушечником, размером 40 х 46 кв.м, было построено по проекту архитектурного бюро Ortner & Ortner. Вход в музейное здание оформлен парадной лестницей шириной в 10 м. Полы выставочных залов выложены дубовым паркетом, а все видимые декоративные металлические детали выполнены из покрытой патиной латуни.

21. Музей современного искусства «Кунстхаус» в Граце





"Кунстхаус" - это музей современного искусства, открытый в рамках программы «Культурная столица Европы» в австрийском городе Граце в 2003 году. Современное здание построено в стиле блоб, что выступает сильным контрастом по отношению к достаточно традиционной окружающей застройке. Основа здания выполнена из железобетона, а внешней оболочкой служат голубые пластиковые панели. Особо примечателен огромный медиа-фасад музея площадью 900 кв. м. Он состоит из мелких светящихся элементов, которые можно программировать с помощью компьютера. Таким образом, на фасад можно проецировать фотографии, инсталляции и даже фильмы.





Нехватка качественного жилья считается одной из главных проблем для территории Альп. В качестве борьбы с этой проблемой власти Зальцбурга приняли решение строить как минимум по 300 квартир в год. Пожалуй, главным проектом этой программы можно назвать жилой комплекс Lanserhofwiese от австрийского архитектора Виммера Цайка. Крупные разноцветные объемы квартир, динамичные фасады и террасы - внешний вид этого сооружения не может не радовать и не внушать оптимизм. В состав комплекса также входят подземная парковка и территория жилого двора с обширными зонами рекреации и детскими площадками.





Музей истории искусств в Вене был открыт в 1891 году вместе с расположенным напротив зданием-близнецом, музеем естествознания. Приказ о строительстве был отдан императором Францем Иосифом I в рамках расширения города в 1858 году. Оба музея были построены в стиле итальянского Ренессанса по проекту зодчих Готфрида Земпера и барона Карла фон Хазенауера. Главное здание музея включает в себя 91 зал, где находятся собрания восточных и египетских произведений искусств, коллекции античных памятников, шедевры западноевропейской скульптуры, небольшой нумизматический кабинет с сотнями разновидностей монет, а также всемирно известная картинная галерея.





Торговый комплекс «Хаас Хаус», возведенный в 1990 году по проекту известного австрийского архитектора Ханса Холляйна, находится на площади святого Стефана в самом центре Вены. Это здание в постмодернистском стиле - одно из самых оригинальных в стране. «Хаас Хаус» представляет собой огромный железобетонный каркас округлой формы с облицовкой в виде камня и зеркального стекла, в котором можно увидеть отражение здания самой высокой в мире церкви - собора святого Стефана. В одной части «Хаас Хауса» расположены отель, кафе и ресторан, а в другой - на четырех этажах здания находится множество магазинов и бутиков ведущих брендов модной одежды.





Научно-исследовательский центр для известной компании Semperit, производящей спецтехнику для автомобилей, был построен в небольшом городке Вимпассинг в 2001 году. Эта работа архитектурного бюро Najjar & Najjar стала настоящим достижением в сфере индустриальной архитектуры. За характерную вытянутую форму сотрудники компании и простые жители уже давно называют здание центра "металлической трубой". Первый этаж здания полностью остеклен, в нем располагаются многочисленные офисы и лаборатории. На втором этаже также находятся лаборатории и просторный распределительный холл. Основным материалом здания служит экологически чистый алюминий.

Австрия становится все более популярным местом не только для туристов, но и для обживающих территорию этой страны крупных компаний. В подтверждение вышесказанного - наша статья . Вена считается лакомым куском для архитекторов-экспериментаторов, создающих весьма экстравагантные проекты для австрийской столицы. О некоторых из них можно узнать в наших материалах: и и

Загрузка...