nachalo-sveta.ru

Чартерный рейс — что это значит. Все виды рейсов на самолет: прямые и с пересадкой Виды перелётов самолетов

При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т.д.

Эти организации могут фрахтовать самолеты для:

    осуществления перевозок своих сотрудников с деловыми или иными целями, для доставки туристов к местам отдыха;

    болельщиков в места проведения спортивных мероприятий;

    молодежи и школьников, с целью реализации экскурсионно-развлекательных программ;

    верующих в центры паломничества;

    конгрессменов на проведение съездов и конференций и т.д.

В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.

Закрытый чартер.

Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер.

Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т.п. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер.

Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30-50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер.

Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20-30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.

Нецелевой чартер.

Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой

Сплит-чартер.

Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь .

При разовом чартерном рейсе («разворотный чартерный рейс») самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления («2 разворотных рейса»). При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.

Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиатоплива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных странах от 650 до 1300 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1 -2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать с отстоем или без, решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в большинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса.

Широкое распространение получили чартерные рейсы при внутренних, и при международных грузовых перевозках. Особенно они востребованы там, где отсутствуют регулярные грузовые маршруты, а также при перемещении крупногабаритных, тяжеловесных грузов, больших партий скоропортящихся товаров, животных и т.д.

Популярность чартерных рейсов и их экономическая эффективность привели к возникновению авиакомпаний, специализирующихся на чартерных перевозках. В 1972 г. была создана Международная Ассоциация авиачартерных перевозчиков, которая занимается решением проблем, связанных с организацией чартеров и защитой своих интересов на рынке авиауслуг.

Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «туда - обратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они близки к регулярным перевозкам.

Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой).

Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма (или фирма консолидатор чартерного рейса) распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому, чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты фирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка.

Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4-5 мес. с частотой рейсов 1-2 раза в неделю, реже один раз в 10-14 дней. После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления.

Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными, этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах.

Текст является сокращенной выдержкой из книги Осиповой О. Я. - «Транспортное обслуживание. Обслуживание туристов:2004

Как можно экономить, покупая авиабилеты

Общеизвестно, что стоимость авиабилетов может ощутимо отличаться вне зависимости от рейса. Некоторые из путешествующих одним самолетом человек приобрели билеты по разной стоимости. Каждый перевозчик желает увеличить свой доход, находя баланс между загруженностью своих рейсов и ценой конкурента. Приобретать дешевые авиабилеты люди учатся с опытом, но все же есть общие рекомендации, с помощью которых Вы сможете сэкономить.

Виды билетов на самолет

Все слышали о трех классах билетов: первый, бизнес и эконом. Ко всему прочему, билеты на самолет могут принадлежать к определенной категории, которая накладывает свои минусы. Чем меньше будет ограничений, тем, соответственно, дороже авиабилет. К наиболее дешевым относятся авиабилеты класса эконом. Основной недостаток эконома - невозможность вернуть деньги либо поменять билет. Но если Вы не сомневаетесь в дате вылета, это не станет для Вас проблемой.

Виды авиарейсов

Все авиарейсы делят на чартерные, бюджетные и регулярные.
Зачастую маршруты чартерных рейсов ограничены направлениями, которые востребованы туристами. Причем приобретение билета никто гарантировать не может. В основном места чартеров распределяет туроператор и лишь в редких случаях в свободную продажу выбрасывают несколько мест.

Что касается бюджетных авиарейсов, то их компании предлагают максимально дешево. У нас такая маркетинговая политика пока попадается редко, но по миру это является обычным делом. Каким образом бюджетные авиалинии продают билеты на самолет так дешево? Дело в том, что подобные перевозчики экономят на всем. Безусловно, экономия не касается норм безопасности самолетов - они одинаковы для любой компании. Экономия заключается в датах и времени вылетов, отдельной плате за перевозку багажа, длительности процедуры регистрации, постоянных отменах либо задержках рейса, в платной еде и напитках.
Естественно, регулярные рейсы являются самыми комфортными. Учтите, что порой билет на регулярный рейс можно приобрести по стоимости, близкой к бюджетнику и чартеру.

Акционные мероприятия от перевозчиков

В отдельных случаях Вы сможете купить авиабилет по акциям, которые проводятся определенными авиаперевозчиками. Однако даты проведения таких акций, в большинстве случаев, заранее предугадать нелегко, что и является главной трудностью. Любое специальное предложение от авиакомпаний имеет лимитированное количество мест на один самолет, поэтому они быстро заканчиваются.

Недорогие авиабилеты без скидок

Далеко не у каждого получается отыскать авиабилеты по акции. Как в этом случае поступать? Как уже было сказано ранее, есть дешевая категория билетов на самолет, и их Вы можете попробовать поймать. Поскольку такие авиабилеты сразу раскупают, можно попробовать немножко откорректировать время вылета в надежде, что еще есть в наличии дешевые авиабилеты.

Когда же стоит приобретать билеты на самолет

Подготовку к перелету нужно проводить заблаговременно, не лишним будет изучить стоимость авиабилетов за полгода до запланированного вылета, особенно когда Вы собираетесь в далекие межконтинентальные либо трансатлантические авиарейсы. Однако учтите, что эта тактика неуниверсальна, и порой низкая цена появляется за несколько недель до вылета.

Какие еще факторы отражаются на цене

    Во время уик-энда билеты на самолет будут дороже. Выгоднее покупать авиабилеты на средину недели.

    Рост цены в праздники.

    Покупать билет в обе стороны дешевле, чем в одну сторону.

    Выгоднее и комфорт нее приобретать билеты онлайн.

Это главные советы, которые помогают Вам экономить на приобретении билетов на самолет.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т. п. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 -50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 - 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирме и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться с нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого турагент может отказаться от квоты заявленных мест или ее част; При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.

Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму - консолидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями - «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

Осуществление чартерного маршрута требует очень большой подготовительной работы: планирование маршрута, заполнение холостых пролетов, получение всех разрешений на воздушный коридор, обеспечение минимально допустимой стоянки в аэропорту прибытия и отправления и др.

Чартерные рейсы имеют определенную географию и ярко выраженную сезонность, т.е. авиаперевозки организуются в туристские центры. Все это должно быть хорошо спланировано: должен быть разработан специальный маршрут чартерного рейса, по возможности следует избегать холостого пролета, иметь разрешения на воздушный коридор и др.

Технологический процесс шиномонтажных работ
Пост смены колес. Автомобиль подается в зону поста смены колес, где он вывешивается на подъемнике. Гайки крепления колес отвертываются гайковертом модели И-318, колеса транспортируются в шиномонтажное отделение на тележке П-217 предназначенной для снятия и транспортировки колес. Шиномонтажное отдел...

Древняя Греция
Мечта о полёте встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре в греческой мифологии, или о Пушпака Вимана в Рамаяне). Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крылья из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из выс...

Особенности бесперегрузочных сообщений
Существуют следующие виды бесперегрузочных (интермодальных) технологий: а) паромные переправы, б) трейлерные, контрейлерные, в) контейнерные и пакетные перевозки, г) системы «река-море», ролкерные системы («Ро-Ро»), д) лихтеровозные системы, е) перевозка по железной дороге с разной шириной колеи и...

В современном мире скорость перемещения из одной точки мира в другую является одним их важных факторов ведения успешного бизнеса. Если ещё недавно вип чартер был мало кому доступен по цене, то сегодня большинство бизнесов могут себе это позволить. Чартерный рейс - удобное решение, цены на которое могут быть существенно ниже, чем стоимость перелёта первым классом, а возможности несравненно выше. Когда речь идёт о перемещении большой группы людей (50-100 человек), чартерные рейсы по цене вполне могут конкурировать и с бизнес-классом.

Кроме того, чартерный рейс может быть единственным доступным решением для перелёта по направлениям, по которым не выполняются регулярные рейсы.

В общемировой практике различают следующие виды чартеров.

1. Разовый чартер

Чартер, оплачиваемый на одну поездку. В свою очередь разделяется на два подвида: «туда» и «туда и обратно».

Если чартер заказывается только в одном направлении, то обратный перелёт авиакомпания использует по своему усмотрению. Как правило, в этом случае компания пытается найти заказчика на обратный полёт по существенно сниженным ценам (так называемые рейсы Empty Legs).

Если чартер заказывается для полёта «туда и обратно», то как правило авиакомпании выгоднее оплатить простой самолёта в порту назначения, чем гонять самолёт «холостым» ходом в оба конца.

Это наиболее дорогой вид чартерных рейсов, который используется преимущественно для полётов в тех направлениях, в которых регулярные рейсы не выполняются.

2. Шаттл-чартер

Шаттл-чартер (челночный рейс) - это такой вид организации перевозок при котором самолёт осуществляет множество рейсов «туда/обратно» без простоя в аэропортах. Привозит одну группу пассажиров, тут же загружается другими пассажирами и летит обратно.

Этот вид чартера чаще всего используется крупными туроператорами, которые организуют большое количество туристических рейсов по популярным направлениям в течение сезона.

Недостатком такой организации является наличие двух холостых ходов в начале и в конце сезона, что увеличивает стоимость аренды самолёта. Однако, если рейсов за сезон выполняется достаточно много, то средняя стоимость перелёта на одного пассажира может конкурировать даже с ценой билетов эконом-класса.

3. Сплит-чартер

Этот вид организации перевозок предполагает использование на одном участке полёта чартерных авиалиний, а на другом - регулярных.

Это один из наиболее экономных видов чартеров, потому что собственно чартер задействуется только на небольших участках, которые невозможно преодолеть регулярными рейсами, в то время как большую часть пути пассажиры преодолевают регулярными авиалиниями.

4. Поличартерная перевозка

Аналогично сплит-чартеру, только все перелёты осуществляются чартерными рейсами. Регулярные рейсы не задействуются.

5. Транзит-чартер

Транзит-чартером называется такой способ организации перевозок, при котором часть пассажиров высаживается или совершает посадку в промежуточном аэропорту.

Это популярный метод снижения затрат, часто используемый несколькими туроператорами, работающими во взаимодействии друг с другом.

6. Тайм-чартер

Этот способ используется компаниями для многочисленных перевозок в течение некоторого времени. Самолёт фрахтуется на определённый срок и полностью поступает в распоряжение заказчика.

Как ранее отмечалось, продукция морского транспорта - это перемещение грузов и пассажиров, обусловленные общественной необходимостью. Процесс перемещения - циклический и для транспортного судна состоит из отдельных рейсов. Рейс - законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества грузов и пассажиров между заданными портами. Рейс - важнейший объект организации, нормирования и анализа работы флота компании. Начало рейса - момент окончания грузовых работ и оформления грузовых документов по предыдущему рейсу; конец рейса -момент фактического окончания выгрузки и оформления грузовых документов данного рейса. Балластные переходы присоединяются к транспортным циклам, их обусловившим. Таким образом, из времени использования судна для перевозок исключается (кроме периода вывода судна из эксплуатации) «межрейсовое» время. Необходимые перерывы между рейсами (освидетельствования, ремонты) осуществляются в соответствии с планами-графиками на основании указания компании о выводе судна из эксплуатации. Рейс судна, то есть осуществление морской перевозки груза, можно рассматривать как совокупность технологических процессов, состоящих из отдельных рабочих процессов судна и портов, которые складываются, в свою очередь, из ряда операций (рис.6.1.). Для портов этот процесс рассмотрен в главе 5.


Рис.6.1. Рейс как совокупность рабочих процессов судна и порта.

Технологический процесс работы морского судна состоит из следующих основных операций и приемов:

· подача под погрузку - установление сроков постановки под погрузку в соответствии с планом перевозок, графиком движения судов и информацией порта о фактическом наличии грузов или сроков их поступлениях, оформление прихода, маневрирование на акватории порта и при постановке к причалу, швартовка;

· стоянка в порту под погрузкой - подготовка грузовых помещений и люков к приему груза, проверка транспортабельности грузов на предмет возможности приема к морской перевозке, работа грузовыми средствами судна, размещение и штивка груза в трюмах, крепление грузов, закрытие трюмов, оформление грузовых документов;

· подготовка к выходу в рейс - определение наиболее выгодных и безопасных путей следования судна, прием топлива, пресной воды, снабжение материалами, запчастями, инвентарем, продовольствием, оформление документов на отход судна из порта;

· выход из порта - подготовка к отшвартовке (буксировке), отшвартовка, отход от причала с помощью буксиров, маневрирование на акватории порта, выход из порта;

· плавание (движение) судна - включает все операции по управлению судном во время плавания. Последующие рабочие процессы - вход судна в порты выгрузки и стоянка в этих портах под выгрузкой включают операции и приемы аналогичные рассмотренным выше, которые выполняются при стоянке судна под погрузкой и выходе из порта.

К операциям, в совокупности составляющим рабочие процессы и технологический процесс работы судна, можно отнести: вход судна в порт погрузки, стоянку судна под погрузкой, движение судна в море (плавание), вход в порт выгрузки, стоянку под выгрузкой, выход из порта после выгрузки. Некоторые из указанных операций могут отсутствовать или совмещаться с другими. Возможности такого совмещения обычно учитывают при технико-экономическом нормировании технологического процесса работы судна.

Напомним, что технологический процесс работы порта складывается из таких рабочих процессов:

· прием грузов к перевозке;

· подготовка порта к приему судов;

· погрузка судов;

· подготовка порта к отходам судов;

· обеспечение отходов.

Последующие рабочие процессы: подготовка порта к приему судов для выгрузки грузов, выгрузка грузов, сдача их получателю включают аналогичные операции, что и при приеме грузов от отправителя. Суда и порты непосредственно взаимодействуют в начальной и конечной фазах транспортного процесса. Здесь кроются важнейшие резервы улучшения процесса перевозки. Следует стремиться объединять операции из технологи-ческого процесса работы судов и технологического процесса работы портов (например, операции по подготовке порта к отходу судна с операциями по подготовке судна к рейсу).

Необходимо максимально сокращать число операций в рабочих процессах морских портов, а также число несовмещенных операций в рабочих процессах судов. Для этого следует:

· развивать прямой вариант перевалки грузов (отсутствуют операции складирования и хранения груза);

· развивать контейнерные и пакетные перевозки (исключаются приемы по взвешиванию, маркировке грузов, формированию подъемов);

· развивать линейное судоходство (обеспечиваются строгая регламентация процессов по времени и их лучшая согласованность);

· добиваться максимального совмещения всех вспомогательных операций в работе судов и портов.

Продолжительность рейса судна () - важнейший эксплуатационный показатель работы морского транспорта, включает в себя ходовое () и стояночное () время судна:

Время рейса измеряется в сутках или часах.

Ходовое время судна слагается из чистого ходового времени (t чист.х), когда судно движется полным ходом (в грузу или балласте) и времени движения судна с ограниченной скоростью () при маневрах в портах, прохождении каналов и узкостей, плавании во льдах и т.п. и зависит от скорости хода судна (V) и расстояния перевозки (L):

.

Чистое ходовое время определяют делением кратчайшего расстояния, проходимого судном без длины участов движения судна с ограниченной скоростью () на техническую скорость хода, скорректированную в соответствии с установленными судоходными компаниями нормативами снижения скорости (ΔV).

.

Время движения судна с ограниченной скоростью рассчитывают в соответствии с нормативами по формуле:

Стояночное время судна слагается из времени грузовых операций () и дополнительного времени () и зависит от количества погруженного или выгруженного груза (Q), размера судна, числа и размеров грузовых помещений, производительности судового и берегового грузового оборудования, степени комплексной механизации и организации обработки судна.

.

Дополнительное время может включать в себя как вспомогательные операции (), так и время простоев судна по метеорологическим () и производственным () причинам (например, ожидания постановки судна к причалу, ожидания груза, неисправности механизмов):

.

Грузовые и вспомогательные операции нормируются по времени. Время на их производство можно планировать. Так, время стоянки судна под грузовыми операциями можно рассчитать по формуле:

где: М - нормы грузовых работ (нормы погрузки - М п и выгрузки - М в).

Нормы грузовых работ - договорные или нормативные условия, определяющие количество едениц, массы или объема груза, подлежащего погрузке или выгрузке за единицу времени (обычно час, смену или сутки). Могут быть установлены в целом для судна или на каждый его рабочий люк.

Работы по вспомогательным операциям судна совмещаются с процессом грузовых операций за исключением случаев, когда это совмещение противоречит правилам техники безопасности или невозможно по технологическим причинам, а также в случае необходимости полного или частичного прекращения грузовых операций для подготовки грузовых помещений судна (дезинфекция, дератизация, дегазация, фумигация).

К вспомогательным операциям судна относятся: перестановка от одного причала к другому; перетяжка вдоль причала; зачистка грузовых помещений; открытие и закрытие грузовых люков; осмотр и прием судов различными инспекциями перед погрузкой или выгрузкой грузов; определение и уничтожение девиации и радиодевиации; оформление грузовых документов; оформление прихода и отхода судна портом и таможней; снабжение судна топливом, водой, провизией, запасными частями. Время стоянки под вспомогательными операциями зависит от наличия баз снабжения, бункерных баз, технических возможностей порта и пр.

Простои по метеопричинам можно предполагать по климатическим справочным данным: повторяемость дождей, сильных ветров, наличием приливо-отливных явлений и пр.

Простои по производственным причинам не планируются, но их можно предполагать по опыту работы других судов в данном порту или портах данной страны.

На морском транспорте различают рейсы:

· простые;

· сложные;

· круговые.

Простой рейс - перевозка грузов между двумя портами.

Продолжительность простого рейса (рис.6.2) складывается из стояночного времени судна в порту погрузки (), времени пути между портами () и стояночного времени судна в порту выгрузки ():

.

На рис.6.2. показан также балластный переход судна в новый порт загрузки и его элементы: скорость судна в балласте - , расстояние между портами В и С - и время плавания - .

Рис. 6.2. Схема простого рейса.

Итак, за простой рейс судно перевозит Q т. груза на расстояние L миль. Оно затрачивыет суток времени, получает за работу F американских долларов дохода и несет расходы в сумме R американских долларов. Рейс обычно нормируется по времени, количеству транспортной продукции (в натуральных или финансовых показателях) и расходам.

Сложный рейс - судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из которых его частично загружают или разгружают. Продолжительность рейса определяется суммированием времени погрузки и выгрузки в портах, времени перехода между ними и времени на подготовку нового рейса (рис.6.3):

где: - время стоянок судна в портах, необходимое для проведения грузовых и вспомогательных операций, связанных с отходом;

Ходовое время в пути между портами;

Время стоянок судна в портах, необходимое для проведения грузовых и вспомогательных операций, связанных с приходом.

Общее расчетное выражение для времени сложного рейса имеет вид:

где: n – количество переходов судна между портами за рейс;

m – количество погрузок судна за рейс;

p – количество выгрузок судна за рейс.


Загрузка...