nachalo-sveta.ru

Муромский спасо преображенский мужской монастырь. Спасо-Преображенский монастырь, Муром: история и фото. Описание и архитектурные особенности

В Муромском Спасском монастыре. Фотограф — Вячеслав Заикин (bine)

Спасо-Преображенский монастырь - мужской монастырь в городе Муром, расположенный на левом берегу реки Оки.

История

Первое письменное упоминание о ней встречается в летописи под 1095/1096 годами, в описании гибели сына Владимира Мономаха, Изяслава, во время княжеской междоусобицы. В летописи сказано, что Изяслав был погребен в Спасском монастыре в Муроме (позднее оттуда перенесен в Новгород, в Софийский собор). По легенде на том месте, где стоит Спасский монастырь, в конце Х века располагался княжий двор одного из первых русских святых – князя Глеба, младшего сына Владимира. Конечно, двор не мог обойтись без храма, и здесь стояла деревянная Спасская церковь. Возможно, вокруг нее впоследствии и вырос монастырь, носивший изначально название «Спасский на бору». Еще одна легенда гласит, что здесь на берегу реки, на месте под названием Подокстовье, произошло крещение муромчан.

Долгое время Спасский монастырь, как и все постройки пограничного лесного Мурома, был деревянным. Ему покровительствовали Муромские князья, некоторые были там погребены. В годы татаро-монгольского ига и город, и, по всей вероятности, монастырь были сожжены и разорены. Возрождение обители началось с середины XIV века, при князе Юрии Ярославиче, который в 1351 году заново отстроил ее и подарил для обустройства книги и иконы.

В 1552 году Муром посетил Иван IV Грозный − путь его войска лежал через эти места на Казань. После похода, окончившегося победой и взятием Казани, царь по данному обету прислал в Муром артель мастеров, которым предстояло выстроить в городе каменные храмы. Приблизительно в 1554 году на высоком берегу Оки вырос великолепный собор Спаса Преображения.

Это было не единственное, что сделал для монастыря царь: он разрешил сделать монастырь общежительным и пожаловал ему земли с деревнями. После Грозного Спасскому монастырю покровительствовали и Борис Годунов, и Михаил Романов, от которых обитель получала в дар села и деревни, озера, леса и пашни, а также разрешения на беспошлинную ловлю рыбы. Монастырь богател, обстраивался, но Спасский собор, выстроенные искусными московскими каменщиками, оставался лучшей его постройкой, несмотря даже на те изменения, которые постепенно вносились в его внешний облик.

В 1725 году при монастыре было открыто первое в городе училище – «для учинения священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля-Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет» − сказано в грамоте рязанского архиерейского дома от 21 июня 1725 г.Спасский монастырь в Муроме.

В 1764 году был подписан указ Екатерины II о секуляризации монастырских земель, и Спасский монастырь лишился большинства своих владений. Тем не менее, как раз в 1764 году на его территории начинаются масштабные работы: реставрируются храмы, ограда, церковная утварь.

Современный облик монастырского ансамбля

Спасский собор

Собор во имя Преображения Господня в Муромском Спасо-Преображенском монастыре. Фотограф — Вячеслав Заикин

Первоначально собор Спаса Преображения не был окружен крытой папертью, это было стройное, вертикально ориентированное здание с пятью главами и тремя абсидами, устремленность которого ввысь подчеркивали пилястры и лопатки. Любопытно, что при строительстве собора была допущена ошибка: в плане он не идеально прямоугольный, одна из сторон немного короче противоположной. Со временем его внешний облик был искажен пристройками и изменениями: позакомарное покрытие заменено на более практичное четырехскатное, вместо шлемовидных куполов поставлены луковичные, а с запада пристроены трапезная и широкая крытая паперть. В наши дни реставраторы по возможности возвратили уникальному памятнику изначальный облик.

Покровская церковь

Покровская церковь. Фотограф — Вячеслав Заикин

Рядом с собором, с севера от него, стоит трапезная церковь Покрова Богородицы, построенная в 1691 году на средства митрополита Варсонофия, муромского уроженца. Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. Первый этаж занимали хозяйственные помещения: хлебня, поварня, пекарня, кладовые и др., − а второй занимала собственно просторная церковь. В 1757 году к церкви с запада была пристроена шатровая колокольня. Средства на строительство пожертвовал муромский купец Павел Петрович Самарин. Он же в 1758 году подарил монастырю колокол весом в 120 пудов.

Святые ворота (Надвратная церковь Кирилла Белозерского)

К XVII веку относится надвратная церковь Кирилла Белозерского. Изначально она находилась в северной стене обители, но в 1805 году была перенесена в западную, где стоит и сейчас.

Палаты настоятеля

Палаты настоятеля. Фотограф — Вячеслав Заикин.

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. Конечно, в таком огромном здании жил не только настоятель монастыря. Нижний этаж занимали четыре кладовые, а верхний – пять келий. Кроме каменных, настоятелю принадлежали четыре деревянных кельи, где, по всей видимости, в основном и жили, так как каменные помещения считались сырыми и нездоровыми. Братский корпус был деревянным. Новый каменный корпус выстроен в XIX веке. Монастырь не был многолюдным – в разные времена в нем подвизались от 10 до 30 монахов.

На этом месте находилось монастырское кладбище, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати. После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы размещен платц. В 199802995 годах, при благоустройстве территории монастыря, были обнаружены многочисленные останки из поруганных захоронений людей. Для их погребения была устроена по афонскому образцу часовня-костница. Здесь можно поставить свечу о упокоении и заказать панихиду.

Костница в Спасо-Преображенском монастыре. Фотограф — Кондратьев Денис

Заглядывать во внутрь страшновато: найденные при раскопках кости и черепа аккуратно уложены тут на полочках, на подземном этаже.

Некрополь Спасо-Преображенского монастыря

В конце XIX века в восточной части монастыря сложился некрополь, где погребали городскую знать, богатых купцов, духовенство. В советское время некрополь был уничтожен, сейчас часть его территории обнесена оградой, а рядом поставлена большая мемориальная доска, повествующая о тех, кто был там похоронен.

В 1918 году монастырскую братию обвинили в помощи участникам белогвардейского мятежа. Обитель была закрыта и разграблена. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1926-1927 гг. заняла фабрика «Красный луч», но ненадолго − в 1930-х годах монастырь на много лет заняла воинская часть. Только весной 1995 года, к 1000-летию первого упоминания обители (этот год условно считается датой ее основания) ее ворота снова открылись для верующих.

Братский корпус

Монастырь всегда славился своей библиотекой с собранием древних памятников письменности. В начале XIX века он был обнесен новой оградой (тогда же перенесли надвратную Кирилловскую церковь), заново отреставрирован. В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус. В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских.

Сергиевская надвратная церковь

Надвратная церковь Сергия Радонежского в Муромском Спасском монасты

Сейчас монастырь возрожден и практически полностью отреставрирован. В восточной стене, со стороны Оки, выстроена новая надвратная церковь Сергия Радонежского (2005г.), а на месте уничтоженного некрополя – часовня-костница, заглядывать в которую страшновато: найденные при раскопках кости и черепа аккуратно уложены в ней на полочках, на подземном этаже. В благодарность тем, кто помогал так быстро восстановить здания монастыря, в надвратной Кирилловской церкви установлены большие памятные доски со списками благотворителей. Сохранилась и главная святыня монастыря − икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная в 1878 году настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) с Афона.

Фигура святого Илии Муромца

Одна из интересных святынь монастыря — фигура святого Илии Муромца, выполненная муромским резчиком и иконописцем в 2006 году по данным ученых, которые по сохранившимся мощам установили рост и внешность знаменитого муромского богатыря. В руку деревянной фигуры вложена частица мощей Илии Муромца, полученная из Киево-Печерской Лавры.

Часовня в западной угловой башне монастырской ограды существовала до революции, но с иным, неизвестным именем. Возобновлена в 2001. Башня кирпичная, восьмиугольная, с шатровым верхом, получила современный облик во 2-й пол. XIX в.

Водосвяточная часовня с купелью «Живоносный источник».

Водосвяточная часовня с купелью «Живоносный источник»

В часовне можно набрать священной воды и совершить омовение в купели с камнем из реки Иордан.

Другие постройки

Муромский Спасо-Преображенский монастырь — Цветущий пруд. Фотограф — Кондратьев Денис.

В Спасо-Преображенском монастыре много «хозяйственных» построек. В монастырском хозяйстве есть куры, утки, овцы, козы, собаки и лошади. На территории монастыря запрещено выгуливать собак, поэтому псов монахи выгуливают за оградой, по очереди.

Главный же экономический «двигатель» монастыря — пекарня. Здесь трудятся 30 человек. Каждый день выпекается 6 тонн ржаного и белого хлеба. Продается он в двенадцати торговых точках в Муроме, по цене дешевле городской. А так же бесплатно раздаётся всем желающим на выходе из монастыря. Хлеб дает сегодня монастырю возможность покрывать основные расходы — коммунальные платежи и плату за электричество.

Рядом с георгиевской часовней располагается красивый цветущий пруд.

Современные события

Попечительский Совет по восстановлению Спасо-Преображенского монастыря

Решением Председателя Счетной Палаты РФ Степашина С.В. в 2004 году создан Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Летом 2003 года во Владимире проходила конференция Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края. Привезли их в Муром — показать самый древний в России монастырь — Спасо-Преображенский. Увиденное потрясло. Не величием, а степенью разрушения. Монастырь — свидетель тысячелетней истории православия — превратился в руины, и только шестнадцать монахов самоотверженно пытались противостоять полному уничтожению святыни. Остаться в стороне, забыть увиденное оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению древнейшей монашеской обители России — Муромского Спасо-Преображенского монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ откликнулся на эту просьбу быстро и оперативно. У Сергея Вадимовича не возник вопрос: при чем здесь Счетная палата? Он воспринял это как личную обязанность, руководствуясь известным правилом социально-активных людей: «Если не мы, то кто же?»

Нашлись и единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ФИК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг». Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Слова Сергея Степашина: «В течение десятилетий граждан России заставляли отказываться от нравственного наследия их предков. В результате наше массовое сознание было сродни настроениям библейского Хама, ставшего синонимом распущенной беспардонности, агрессивной алчности и безверия. Братья нашего ветхозаветного героя — добродетельные Сим и Иафет — поправили своего родственника. Не берусь оценивать, сохранилась ли среди нас библейская пропорция: на одного Хама — два пристойных героя. Но, во всяком случае, крах богопротивного государства произошел и потому, что многие люди жили своими ценностями, завещанными предками, — ценностями, в конечном счете разрушившими скрепы идеологического наваждения. Но и после этого Россия не сумела возродить свою самоидентичность, ибо на авансцене оказалось немало тех, кто принялся развенчивать идеи, на которых могло состояться национальное и духовное возрождение — идея Родины, идея патриотизма, идея государственности. Нынешняя власть отождествляется в массовом сознании с реальной перспективой перехода от немощи государственного управления к стабильной государственности. От атрофии этики — к духовности. Люди уже активно восстают, когда все еще сохраняющийся духовный вакуум порой заполняется теми ценностями, которые не проистекают из самобытности россиян.»

Патриарх Алексий Второй освятил оружие для вручения главе государства

2 августа 2006 года в Муроме прошла необычная церемония — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил меч. Меч представлял из себя точную копию оружия Ильи Муромца. На день 910-летия муромского Спасо-Преображенского монастыря председатель Счетной палаты России Сергей Степашин привез меч на освещение в город Муром. Освящение происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку — символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей. «Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси» — сказал Алексий II.

Открытие мемориальной доски

9 Февраля 2010 в Спасо-Преображенском Муромском монастыре прошла торжественная церемония открытия памятной доски в честь легендарного русского корабля (106-ая годовщина битвы крейсера «Варяга») в часовне воинской славы Св. Георгия Победоносца. Мемориальная акция была проведена по инициативе монастыря и при поддержке Счетной Палаты РФ и Благотворительного фонда «Крейсер «Варяг». В главном соборе монастыря была отслужена торжественная панихида об упокоении воинов — членов экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», по окончанию которой крестный ход из Спасо-Преображенского собора под колокольный перезвон направился к часовне Св. Георгия Победоносца. В часовню были перенесена серебряная десница святого апостола Андрея Первозванного – покровителя Российского военно-морского флота, икона св. Георгия Победоносца с мощевиком, рака с частью мощей Ильи Муромца. В самой часовне была освящена двойная памятная доска с изображением крейсера «Варяг», словами обращения к «варяжцам» Императора Николая II, подлинным фрагментом корабельного оборудования «Варяга» (дар Благотворительного фонда «Крейсер «Варяг»), землей из знаменитого Порт-Артура (дар С.В.Степашина) и Порт-Артурской иконой «Торжество Пресвятой Богородицы».

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром - древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни...

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония - покровители семьи.

В православные праздники - многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме - спортзал, в другом - склад, на территории - военный плац, три казармы (одна - в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали...

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие - со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. - от поляков, в ХХ в. - от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Паломнические поездки к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю в г. Муром

  • Поездка из Вологды в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Владимира в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Обнинска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Коломны в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Великого Новгорода в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Тюмени в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Дзержинска (Нижегородская обл.) в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Королёва в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Йошкар-Олы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Старицы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Кирова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Киева в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Арзамаса в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Зарайска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Ярославля в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Смоленска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Гороховца в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Фряново (Московская обл.) в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Волгограда в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Валдая в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Саратова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Мурома в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Ставрополя в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Костромы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Минска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Астрахани в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Брянска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Воронежа в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Торжка в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Фрязино в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Орла в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Саратова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Энгельса в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Сергиева Посада в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром

С вершины холма, на котором расположен Спасо-Преображенский монастырь города Мурома, открывается божественная красота необозримых далей. Эти поистине былинные края помнят многих святых, воссиявших в земле русской. Здесь славили Бога небесные покровители семьи Пётр и Феврония, здесь копил свои силы богатырь Илья Муромец и сюда же не раз наведывался смиренный старец Серафим Саровский. Многое помнит земля муромская и монастырь, ставший неотъемлемой частью её истории.

Первый луч православия в муромских землях

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, являющийся древнейшим в России, был основан князем Глебом Владимировичем - сыном князя Владимира, принесшего на русскую землю свет православия. Получив в 1015 году от отца во владение город Муром, жители которого по тем временам ещё утопали во мраке язычества, молодой князь счёл за благо не останавливаться в нём, а основать свой двор поднявшись вверх по Оке и выбрав для него место на крутом, поросшем густым лесом берегу.

Ревностный христианин, он в скором времени повелел воздвигнуть рядом со своим княжьим теремом храм, и когда среди вековых сосен поднялись его бревенчатые стены, озаботился спасением не только своей души, но всех тех язычников, повелителем и господином которых являлся. Крещение столь обширного и затерянного в лесах края - дело многотрудное и требующее времени, вот и вразумил его Господь начать просвещение Муромской земли с основания обители.

Свидетельства рукописных памятников прошедших веков

О том, когда и кем был основан Спасо-Преображенский монастырь (Муром), подробно рассказывается в древнейшем рукописном памятнике, дошедшем к нам из XVI века. О столь древнем происхождении обители свидетельствует и другой исторический документ XII века. В нём рассказывается о том, что в 1096 году вблизи монастырских стен погиб в бою с князем Олегом другой муромский правитель - князь Изяслав Владимирович (сын Владимира Мономаха).

Сохранили древние рукописи память и о кончине ещё одного благочестивого князя Юрия Изяславовича, правившего с 1162 по 1174 год. Местом его упокоения, как свидетельствует стал Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, на территории которого его повелением была возведена новая церковь и установлена колокольня. О том, была ли она каменная или бревенчатая, как её предшественница, построенная князем Глебом - неизвестно. Говорится лишь о том, что именно в ней погребли его тело.

Следующим по хронологии дошедшим до нас историческим документом, в котором упоминается Спасо-Преображенский монастырь (Муром), является летопись конца XV века. В ней рассказывается о том, как в 1467 году новгородский боярин Фёдор Борецкий - сын знаменитой посадницы Марфы, возглавившей борьбу вольного города Новгорода за независимость от Московского княжества, перед смертью сподобился принять в монастыре иноческий постриг. Надо заметить, что это было в обычаях того времени - на пороге смерти отрешиться от всего земного и в «ангельском чине» отойти в иной мир.

Город, ставший военным лагерем

Во время победоносного похода на столицу Казанского ханства, предпринятого Иваном Грозным, один из маршрутов следования русского войска пролегал через Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырь был местом его пребывания в течение двух недель, во время которых строились плоты и струги для переправы через Оку.

Исторические хроники сообщают, что в июле того года город был похож на военный лагерь. На улицах были разбиты многочисленные походные шатры, осенённые боевыми флагами, и всюду виднелись ратники, и слышался звон оружия. Здесь же царь наблюдал с высоты левого берега, на котором находился монастырь, за переправой отдельных частей через Оку, туда, где начинались Саканские леса.

Государева клятва

В те дни воинство Ивана Грозного пополнилось и муромской дружиной. Предание гласит, что, покидая монастырь, государь поклялся в случае победы над супостатом построить в нём каменный храм. Как известно, этот поход закончился и в 1655 году по его слову был воздвигнут не один, а несколько храмов, среди которых особо выделяется Спасский собор, для которого государь пожертвовал драгоценную книги, иконы и богатые облачения.

Несмотря на многократные перестройки, этот собор дожил до наших дней, и в целом сохранил первоначальный облик. При виде его даже беглого взгляда достаточно, чтобы на память пришли очертания Московского Успенского собора, столь близки они по своим архитектурным особенностям. Это и пятиглавие, столь характерное для московского стиля той эпохи, и скромная орнаментация фасадов, и строгие, лаконичные пропорции обоих зданий, создающие впечатление монолитности и суровой простоты.

Известно, что Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме во многом обязан Ивану Грозному своим экономическим расцветом. Государь отписал в его собственность многочисленные вотчины - земельные владения с холопами, ставшими его собственностью. Своим трудом крестьяне избавили братию от заботы о хлебе насущном, позволяя ей предаваться лишь душеспасительным подвигам.

Набег иноземных грабителей

В одной из исторических хроник, датируемых 1637 годом, есть запись о том, что в 1616 году, то есть в самом начале царствования Михаила Фёдоровича - первого государя из Дома Романовых, вооружённый литовский отряд под командованием Александра Лисовского захватил Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырь, относительно благополучно переживший Смутное время, был в эти дни разграблен, а те из насельников, кто оказал сопротивление врагу, убиты. Имя этого предводителя кавалерийского отряда, многократно запятнавшего себя грабежами мирного населения, вошло в историю и стало синонимом насилия и произвола.

Наказанное непокорство

Яркой и полной драматизма страницей в истории монастыря стали события, последовавшие в результате церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Как известно, среди проводимых им новшеств были значительные изменения в порядке богослужений, введение в употребление заново переведённых с греческого языка церковных книг, замена прежнего двуперстия при на троеперстие и многое другое.

Эта реформа, рациональная по своей сути, но проводимая в жизнь поспешно и непродуманно, вызвала протест в самых широких слоях общества и стала причиной последствия которого ощущаются и по сей день. Как свидетельствуют исторические хроники, в те дни одним из оплотов старообрядчества стал Спасо-Преображенский монастырь (Муром).

Его настоятель архимандрит Антоний неоднократно обращался не только к возглавляемой им братии, но и к жителям города с воззваниями, в которых осуждал изменения, нарушавшие привычный, установившийся веками порядок церковной жизни. Особой же критике подвергалось требование креститься тремя перстами. Он даже направил послание царю Алексею Михайловичу, в котором подробно по пунктам излагал все претензии по отношению к проводимой реформе.

Столь неистово радея о попранном, по его мнению, древнем благочестии, пастырь не принял во внимание одну крайне важную вещь - реформа была не только одобрена царём, но и проводилась под его личным покровительством. Следовательно, критикуя её, он шёл наперекор царской воле, а в какие времена на Руси это сходило безнаказанно?

Случилось то, чего и следовало ожидать. В 1662 году строптивец был отстранён от управления монастырём, а через некоторое время вызван в Москву, где его дело разбиралось проходившим в то время Поместным собором. Не помогли ему ни всенародно принесённое покаяние, ни прежние пастырские заслуги. За дерзость и вольнодумство он был лишён сана и, как простой чернец, отправлен на послушание в дальний и бедный монастырь, где провел остаток своих дней.

Последующие десятилетия в жизни обители

Весьма благодатным в хозяйственной жизни монастыря оказалось последнее десятилетие XVII века. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием - выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых. Его щедротами был возведён каменный настоятельский корпус и произведена реконструкция требовавшего ремонта Покровского храма.

Времена правления Петра I не были наполнены значительными событиями, вошедшими в историю монастыря. Единственным существенным нововведением за этот период было открытие на его территории единственного в городе учебного заведения - школы, где обучались дети священников. Даже несмотря на то что число учащихся в ней было невелико, её заслуга очевидна, так как именно она стала первым очагом грамотности в этом обширном крае.

Тяготы екатерининского времени

Немало трудностей и невзгод претерпел Спасо-Преображенский монастырь (Муром) в годы правления Екатерины II. Его экономическое благополучие сильно подкосила проводимая ею политика секуляризации, то есть изъятия из владения монастырских земель, часто являвшихся основным источником доходов их собственников. Лишённый дарованных ему ещё во времена Ивана Грозного наделов, монастырь начал приходить в упадок.

Ситуация осложнялась и тем, что на основании указа, поступившего из Санкт-Петербурга в 1765 году, была упразднена находившаяся неподалёку мужская Борисоглебская обитель, и её насельников перевели в Спасо-Преображенский мужской монастырь (г. Муром). Доходов от этого, разумеется, не прибавилось, а количество ртов увеличилось. Пришлось боголюбивым инокам ещё теснее затянуть пояса своих ряс.

Чудотворная афонская икона

Полоса испытаний, ниспосланных монахам за их прежнюю гордыню, продлилась до семидесятых годов следующего столетия, когда настоятелем обители назначили архимандрита Антония (Ильина). Застав хозяйство в крайне плачевном состоянии, этот смиренный, но весьма практичный пастырь начал с того, что отправился в паломничество на святой Афон, чтобы там испросить помощи у Небесных сил.

Его молитвы были услышаны, и назад он вернулся с чудотворной иконой Божьей Матери «Скоропослушница», которая сразу привлекла к себе толпы паломников и тем обеспечила приток средств в монастырскую казну. Благодаря этому, в течение последующих лет удалось отреставрировать и привести в надлежащий вид все обветшавшие к тому времени монастырские постройки.

Кроме того, в 1892 году возле южной стены обители было выстроено кирпичное трёхэтажное здание, в котором разместились братские кельи, а в 1907 году построена ещё одна церковь, на этот раз в честь мучеников Херсонесских. Это было последнее строительство, предпринятое в монастыре. Неумолимо надвигалась катастрофа, повергшая во прах великую империю и на долгие десятилетия оторвавшая российский народ от его духовных корней.

Под гнётом богоборческой власти

Вскоре после вооружённого переворота, происшедшего в 1917 году, Спасо-Преображенский монастырь (Муром), адрес которого с этих пор стал обозначаться по имени революционера И. Н. Лукина, был закрыт. Поводом к тому послужило участие его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в антибольшевистском восстании, вспыхнувшем в Муроме в июле 1918 года и организованным белогвардейским подпольем. Однако находившийся в нём Преображенский собор ещё два года продолжал действовать в качестве приходского храма. Открытым оставалось и монастырское кладбище, где производились захоронения гражданских лиц.

В двадцатые годы стоял вопрос о передаче монастырских помещений в ведение Муромского краеведческого музея, но к концу десятилетия в них разместилась воинская часть, а несколько зданий заняло городское управление НКВД. Святыни Спасо-Преображенского монастыря (Муром) были частично переданы в музейные фонды, а в большинстве своём просто уничтожены или разграблены.

Возвращение монастыря (точнее, его руин) в лоно церкви

Процесс возвращения верующим их исконной собственности начался в 1990 году, когда представители инициативной группы, созданной в городе, обратились в открытом письме к руководству горисполкома с просьбой передать Спасо-Преображенский монастырь (Муром), адрес которого: ул. Лакина, 1 а, во владение вновь создаваемой монашеской общины. Их инициатива была поддержана академиком Д. С. Лихачёвым, обратившимся за содействием к высшему церковному руководству.

Преодоление трудностей, возникших на этом пути, заняло почти пять лет, но, наконец, расквартированная на территории монастыря воинская часть переехала на новое место, освободив все сохранившиеся до наших дней помещения. Тогда же наместником возрождающейся обители стал иеромонах Кирилл (Епифанов).

По его воспоминаниям, картина, представившаяся ему при первом посещении обители, была поистине удручающей. Казармы, оставленные военными, были полуразрушены, а здания храмов были лишены не только куполов, но даже кровли. Учитывая, что денег на их восстановление не было, можно представить во всей полноте сложность проблемы, стоявшей перед наместником.

Вторично выручила монастырь та самая икона Божьей Матери «Скоропослушница», привезённая когда-то с Афона архимандритом Антонием и чудесным образом возродившая тогда его материальное благополучие. И хоть в этот раз она была обретена не в Греции, а в фондах местного музея, где хранилась в течение долгих лет, чудо повторилось с поразительной точностью - к ней вновь потянулись толпы паломников, а вместе с ними наладился и приток средств, которые не мог выделить на восстановление святыни г. Муром.

Спасо-Преображенский монастырь в период с 2000 по 2009 год получил также значительную материальную поддержку со стороны Счётной палаты РФ, благодаря чему удалось завершить весь намеченный комплекс восстановительных работ. Сегодня он восстановлен во всем своём первозданном виде и вновь приобрёл значение одного из наиболее значимых религиозных центров России.

Спасо-Преображенский адрес и организация поездок

В настоящее время завершена большая и ответственная работа. Возрождённый после десятилетий духовного упадка, царившего в стране, Спасо-Преображенский монастырь (Муром), фото которого можно увидеть в этой статье, привлекает к себе не только верующих, направляющихся к нему, прежде всего, для поклонения святыням, но и тех, кто, не отождествляя себя с религией, проявляет интерес к прошлому нашей страны.

Для всех, несомненно, притягательным является комплекс исторических зданий. Он состоит из пяти объектов, главным из которых является собор, построенный в 1552 году благодаря пожертвованиям, которые внёс Иван Грозный в Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Расписание богослужений, возобновлённых в нём после завершения работ, в целом соответствует графику служб во всех православных храмах страны. В будние дни утром они начинаются в 8:00, а вечером в 17:30. В праздничные и воскресные дни к ним добавляется поздняя литургия в 10:00.

Об истории обители и обо всём, что происходило за долгие века в её стенах, можно узнать из рассказов квалифицированных гидов, проводящих в ней экскурсии. Тем, кого влекут в монастырь религиозные чувства, для организации поездок следует обращаться: Муром, Паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря. Связаться с ним можно через принадлежащий обители интернет-сайт. Желающих самостоятельно организовать своё паломничество также ждут в этой обители, расположенной по адресу ул. Лукина, 1 а.

Монастырские святыни

В Спасо-Преображенский монастырь которого включает в себя как общие номера мужского и женского отделений, так и отдельные для приезжающих семей, ежегодно съезжаются многочисленные группы паломников. И это вполне закономерно, учитывая значение святынь, хранящихся в стенах обители.

Кроме богородичной иконы «Скоропослушницы», о которой уже упоминалось в статье, все приехавшие имеют возможность поклониться одной из наиболее почитаемых икон святого преподобного Серафима Саровского. Она была написана в начале прошлого века сразу после его канонизации сёстрами основанной им Дивеевской обители и хранит в себе частицу святых мощей старца. В 2006 году к этим святыням прибавилась серебряная рака с мощами святого преподобного Ильи Муромца, ставшего в народном эпосе прообразом знаменитого богатыря - героя легенд и былин. Также и вся история монастыря воспринимается как дивная песнь вещего бояна, ожившая и ставшая зримой в наши дни.

Загрузка...