Кто такой сатана, согласно Библии?

Сатана (или дьявол) появляется как в Ветхом, так и в Новом Заветах Библии. Удивительно, но большинство из того, что люди верят в сатану, происходит не из Библии. Например, общее представление о сатане как о развращенном, рогатом демоне с козлиным телом от талии вниз происходит больше от греческого бога Пана, чем от чего-либо библейского. Что же тогда в Библии говорится о сатане?

Ивритское имя сатана (произносится SA-tan) на самом деле означает «противник», и чаще всего в Еврейской Библии ему предшествует прямой объект, означающий «противник», а не отдельное личное имя. Роль сатаны с течением времени становится все более значимой и масштабной, поэтому в древнееврейской Библии сатана существует не столько как индивидуальный характер, сколько как враждебная позиция, которую занимали люди и ангелы.

Например, слово сатана используется для обозначения потенциального противника человека в филистимлянской армии (1 Царств 29,4), а два царя воскрешают Бога, чтобы быть противниками Соломона (1 Царств 11,14.23). Ангела Господня зовут сатаной, когда он преграждает путь Валааму (Числа 22:22, 32). Сатана становится более развитым персонажем в последующих писаниях Еврейской Библии, хотя он появляется лишь несколько раз. Иногда Он заставляет людей совершать плохие поступки, побуждая царя Давида к проведению переписи (1Пар. 21:1).

Сатана также действует как небесный обвинитель, предъявляя обвинения грешникам перед небесным судом Божьим. Например, в Псалме 109:6 автор просит сатану привлечь врага к суду. Также в Захарии 3:1-2 сатана стоит по правую руку от ангела, чтобы предъявить обвинения первосвященнику. Аналогичную роль сатана играет и в первой главе книги книги Иова, где он предстает перед небесным судом вместе с сыновьями Божьими, чтобы предъявить обвинения Иову.

В Новом Завете сатана играет гораздо более важную роль. Здесь сатана, также часто называемый дьяволом (от греческого диавола, что также означает «враг»), является правильным именем для тех, кто противится Богу. В Новом Завете сатана отождествляется также с обманчивым эдемским змеем, а также со многими другими именами, включая Беля, лукавого, правителя демонов, врага, правителя мира сего и Вельзевула (Вельзевул, что означает «Властелин мух», — это каламбур над названием Вельзевул, что означает «князь Ваал»).

Многие ученые связывают развитие сатаны от врага к заклятию Божьему с влиянием персидской религии зороастризма. Эта религия очень похожа на Звездные войны, в которых две противоборствующие силы, одна добрая и другая злая, борются за контроль над Вселенной. Однако в Новом Завете сохранилось понятие сатаны в древнееврейской Библии настолько низко по отношению к Богу, что для воскрешения ада на земле необходимо Божье разрешение (см., например, Лука 22:31). После библейского периода средневековые богословы по-новому интерпретировали такие отрывки, как Исаия 14 и Иезекииль 28, в которых вавилонские и финикийские цари осуждаются за гордость, как описания о сатане. На самом деле, название Люцифер происходит от латинского перевода Исаии 14:12, в котором вавилонский царь связан с падшей Утренней звездой, названной в латинской люцерне хорьком («носитель света»).