nachalo-sveta.ru

Древнерусский собор св софии. Софийский собор. Главный алтарь Софии Киевской

Софийский собор - важнейшая архитектурная жемчужина, расположенная в самом сердце Киева, на одноименной площади. В XI столетии в этом месте проходила кровавая битва, в результате которой войскам киевского князя Ярослава Мудрого удалось одержать победу над кочевниками-печенегами, и потому именно здесь был впоследствии возведен грандиозный православный храм.

История

В городе Киев Софийский собор появился во времена правления легендарного однако история главного православного Руси довольно запутанная. Некоторые исследователи утверждают, что храм на этом месте заложен в эпоху правления Владимира Святославовича, однако большинство ученых относят закладку фундамента к эпохе Ярослава Мудрого.

Собор возводили лучшие византийские мастера, присланные из Константинополя, однако храм стал более масштабным, чем другие византийские православные церкви, и являлся самым крупным храмовым комплексом на территории домонгольской Руси. Вскоре после завершения строительства Киевский Софийский собор стал центром политической, духовной и культурной жизни, поскольку в этом месте принимали зарубежных послов, в храме работали летописцы, в подвалах располагалась библиотека, а народное вече собиралось прямо под его величественными стенами.

В 1240 году Софийский собор был разграблен монголами, но его здание сохранилось полностью, и лишь в XVII веке в архитектуру храма были внесены существенные изменения. Так, вместо древних полусферических куполов были установлены высокие маковки грушевидной формы, к храму пристроили новые приделы, а его фасад побелили. При советской власти собор потерял статус храмового комплекса, а с 1934 года получил статус музея-заповедника. Богослужения в нем практически не проводятся и сейчас, а служба бывает только раз в году - 24 августа, когда Украина празднует свой

Архитектура и интерьер

На рубеже XVII-XVIII столетий, когда Софийский собор стал неотъемлемой частью православного монастырского комплекса, фасаду храма придали черты украинского барокко. А вокруг древнего здания появились другие постройки в таком же включая въездную башню и колокольню, Братский корпус и трапезную, браму Заборовского и Дом митрополита.

Главной «изюминкой» собора являются сохранившиеся мозаики XI столетия, а самые известные из них - Христос-Пантократор и Богоматерь-Оранта. Все мозаичные работы в храме выполнялись при помощи смальты, представляющей собой сплав солей, стекла и окислов металлов, и только отдельные фрагменты выполнялись древними мастерами из кусочков натурального камня.

К сожалению, фрески храма сохранились значительно хуже, чем древние мозаичные украшения. На полу собора можно увидеть массивные железные плиты, на которых явственно видны изображения полумесяца, считающегося мусульманской символикой. И не ясно, почему в православной святыне появилось такое напольное покрытие. Первоначально в центральных залах полы были вымощены мозаикой, а в усыпальницах и боковых нефах - небольшими пластинами керамики, причем фрагменты керамического и мозаичного напольного покрытия в отдельных местах отчетливо видны и сейчас.

Особенности

Софийский собор долго хранил еще одну тайну, открывшуюся мастерам во время Это древние настенные надписи, которые позднее скрывались под побелкой и декоративными фресками, и эти начертания посетители Софии Киевской могут увидеть и сегодня, поскольку реставраторы не стали их замазывать краской или новыми фресками. Другой достопримечательностью храма является древний резной саркофаг из мрамора, где хранится прах почившего в 1054 году великого Ярослава Мудрого, и его осмотр доступен каждому посетителю.

Софийский собор в Киеве был построен в XI в. Этот выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси - одна из главных достопримечательностей украинской столицы. Название христианского храма связывалось с божественной мудростью (Софией), заключённой в новой для Киевской Руси религии. Интерьер собора хранит самое большое на планете количество мозаик и фресок XI в. С 1990 г. храм включён в перечень ЮНЕСКО.

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011-1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил - Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма - мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году - в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве - 29 м, длина - 55, а ширина - 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора - символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью - мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м 2 (первоначально было 640 м 2). Основной материал мозаики - смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них - 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них - в голубых одеждах - оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м 2 , но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории - детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей - граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме - распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и "Шапка Мономаха" - монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора - Володимирська вулиця, 24. Часы работы - с 10 до 17 (в среду - до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро - «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Вознесясь на благословенных киевских горах, собор Святой Софии стал нерушимым символом Киевской Руси, одной из вершин ее блистательного расцвета и олицетворением мощности самого христианства на этой земле. Грандиозный собор воистину стал главной святыней народа, его духовным, политическим и культурным центром на многие века. Недаром он стал пер-вым памятником, внесенным в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории Украины.

Софийский собор, или Святая София Киевская, возводился как главный храм Древней Руси. Он был заложен в княжение Ярослава Мудрого в память победы над печенегами, на высоком киевском холме, поэтому был виден с любой точки древнего града. По одним летописным источникам, датой за-кладки собора называется 1017г., по другим - 1037 г. Учитывая политическую обстановку на Руси и недавнюю победу над кочевниками в 1036 г., более вероятной считается вторая дата.

Собор строился византийскими мастерами, при участии местных строи-телей, которые возвели храм, дотоле на Руси не виданный. Он воплотил идею силы и величия киевской державы, став главным архитектурным сооруже-нием города, который определял не только место богослужений, но и место торжественных государственных церемоний. Недаром горожане его считали одним из чудес света.

Первоначальный облик собора во многом отличался от современного вида. Храм был выполнен по византийским канонам, в виде огромной пятинефной базилики, достаточно редко возводимой в империи, где предпочтение отдавалось чаще трехнефной и с одним куполом. А киевский крестовоку-польный собор увенчали вдобавок тринадцатью величавыми главами, что во многом уже отличило от привычного византийского архитектурного стиля. Центральный купол храма как всегда посвящался Христу, как основателю Церкви, а двенадцать остальных куполов символизировали Его Двенадцать апостолов. Хотя следует отметить, что уже существовал подобный аналог в Великом Новгороде - это не сохранившаяся деревянная церковь с 13 глава-ми и также во имя святой Софии. Русское зодчество, плодотворно впитывая византийские традиции, во многом определяло собственный путь развития, о чем красноречиво говорят уже ранние храмы в Новгороде, на Волыни и других городах.

Божественная Премудрость - София, почиталась тогда в Византии в об-разе Богоматери, а в недавно крещеной Руси она находила особое почитание как благословляющая мудрость вновь приходящих к Богу.

Собор Святой Софии имел композицию устремляющейся ввысь пира-миды, которая с того времени стала широко применяться в древнерусском зодчестве. Масса здания постепенно нарастала к центру, достигая своей куль-минации в грандиозном центральном куполе, венчающем плавные сочленения сложной конструкции. На вид храм обладал массивностью, даже излишней тяжеловесностью форм, как и все византийское зодчество, где намеренно отдавалось предпочтение внутреннему великолепию убранства.

С трех сторон храм опоясывал двойной ряд открытых галерей, проемы которых впоследствии были заложены. Нефы собора заканчивались на вос-токе пятью алтарными апсидами, единственно оставшимися сегодня не ис-каженными позднейшими пристройками. Центральный купол возвышался в окружении четырех меньших, а восемь оставшихся куполов расположились по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имели изысканную гранёную форму. Размеры грандиозного собора составляли без галерей приблизительно 29 х 29 м, а с галереями 41 х 54 м. Высота главного купола достигала 28 м. А вмещал храм до 3 тыс. человек, почти большую часть взрослого населения тогдашнего Киева. Стены древнего собора не белились, а ряды тонкого кирпича - плинфы, чередовавшегося с полосками раствора - розоватой цемянки, придавали ему нарядный и торжественный вид. Сегодня отдельные участки древней кладки демонстрируются посетителям на наружных стенах апсид собора.

Входящего в храм прежде всего поражало огромное подкупольное пространство, алтарная арка с подавляющим величием центральной апсиды и таинственный полусумрак, царящий в боковых нефах. Но более всего завораживало обилие многоцветных мозаик и фресок, блистающих в потоках света, ниспадающего сверху. Ими были покрыты все стены и своды собора, красочно донося до зрителя основные евангельские сюжеты. А на своде центральной апсиды возвышалось шестиметровое мозаичное изображение Богоматери Оранты, с тревогой взирающей на мир и прозванной современниками «Не-рушимой Стеной» по стиху из акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено». Застывшая в молитве Богоматерь стала вы-соким духовным символом Небесной Заступницы за родное Отечество. Она стала олицетворением и высокой нравственной силы самого христианства, служащего высоким национальным идеям. Поэтому киевляне утвердились во мнении, доколе будет стоять Оранта, будет стоять и наш великий град - «матерь городов русских».

Мозаичное искусство применялось в наиболее значимых участках хра-ма, оно имело свою сакральность, выделяя тем самым важные доминанты церковной символики. Сдержанная палитра мозаик, насчитывающая более 170 оттенков, хоть и блистающих на золотом фоне, символизирующем про-странство горнего мира, тонко подчеркивала изысканными художественными средствами торжественность и величавость представленных образов. Мозаи-кой был украшен центральный купол, центральная апсида и два стоящих по бокам от неё алтарных столпа. Под куполом словно парило мозаичное изо-бражение Христа Вседержителя (Пантократора), а вокруг него располагались четыре архангела. Причем из них сохранился лишь один, а остальные были дописаны в XIX в. известным художником М.А. Врубелем масляными крас-ками. Мозаики занимали более 650 кв. м площадей стен собора, из которых дошло до нас около трети.

Все пространство стен собора, столбов, сводов, не украшенных мозаи-кой, были расписаны фресками, составлявшими неповторимое единство с архитектурными формами. Евангельские сюжеты, изображения апостолов и многочисленных святых украшали интерьер собора, донося до верующих основные идеи христианства. Многие лица исполнены духовной непреклон-ности и суровости, подчеркивающей основные нравственные постулаты того времени. Художественный стиль изображений соответствовал византийскому искусству первой половины XI в. Судя по славянским чертам лиц, в росписях, несомненно, принимали участие и русские художники. В западной части на-ходилась композиция ктитора храма, т.е. основателя, не дошедшая до нас в полной мере. Сохранились лишь ее боковые изображения, а большая часть представляется по сохранившемуся рисунку А. ван Вестерфельда, сделанного им в 1651 г. По обеим сторонам Христа были изображения равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, великого князя киевского Ярослава Мудрого с макетом возведенного им собора в руке и его супруги Ирины, с сыновьями и дочерями. Фрески украшают и колокольню собора, с изображениями сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображения жонглеров, музыкантов, танцоров, захватывающие гонки на колесницах и пр. Всего до нас дошло около 3 тыс. кв. м уникальных фресок. Вряд ли в Европе сохранилось в одном месте такое количество средневековых росписей и мозаик периода XI в.

Примечателен тот факт, что на стенах храма за всю его многовековую историю сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII вв., что говорит о высокой грамотности населения того времени.

Значительное внутреннее пространство храма занимали обширные хоры, расположенные в боковых нефах и в западной части, соединенных со вторым этажом галерей. Они предназначались для княжеского окружения и знати, откуда слушались все церковные богослужения. Туда поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в специальных башенках.

Святая София долгие века была кафедральным собором русской митропо-лии, где воздавались у алтаря благодарственные молебны в честь государствен-ных свершений и молили Бога в годины испытаний. Здесь проходили торже-ственные церемонии «посажения» на великокняжеский киевский престол и митрополичью кафедру, принимали послов и целовали крест. Здесь Ярослав Мудрый начал собирать первую русскую библиотеку и впервые открыл школу, здесь он повелел вести летописание и начать переводы книг на славянский язык. Собор был великим православным центром духовной и общественной жизни Древней Руси, пока не случилось нашествия татаро-монгол.

Огромные разрушения и опустошение принесло вражеское нашествие, прервав культурное развитие Древней Руси. В 1240 г. Софийский собор был хищнически разграблен войсками Батыя, и лишь к 1390 г. митрополит Киприан восстановил его. Но храм, как и сам Киев, более трех веков находился почти в запустении после вражеского завоевания. В 1596 г. собор оказался в руках грекокатолической (униатской) церкви, которая нанесла ему не меньший ущерб. Униаты даже начали продажу каменных украшений со стен Софий-ского собора. Православный храм возродился с приходом митрополита Петра Могилы, который в 1630 г. отобрал его у униатов, а затем отреставрировал и основал здесь мужской монастырь.

Реконструкция собора продолжилась и в дальнейшем. При гетмане Мазепе храм был наружно перестроен в национальный стиль украинского барокко. Внешние галереи были надстроены, появились четыре новых дополнительных купола, а остальные приобрели грушевидную форму, принятую в украинской архитектуре. Собор был побелен, сокрыв характерную византийскую кладку. По заказу Мазепы была также возведена новая колокольня, где до сих пор сохраняется колокол, отлитый по его заказу и носящий его имя. Реконструкция собора продолжалась и в дальнейшем. В 1740-х гг. фронтоны и барабаны собора были украшены лепными орнаментами, а в середине XIX в. были восстанов-лены утраченные на фасадах лепные украшения, позолочен главный купол и главки малых куполов. Тогда он окончательно приобрел свой нынешний облик. При этом его внутреннее убранство почти не изменялось, лишь в 1747 г. появился новый иконостас, а в XIX в. чугунные напольные плитки.

В XVIII в. для иконостаса была создана принципиально новая композиция иконописного ряда, прославляющего Премудрость Божию. Одна из икон, Святая София, скоро стала почитаться чудотворной, после произвольного возгорания перед ней лампады.

В1934 г. архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора вошли колокольня (1706 г.), дом митрополита (1730 г.), трапезная (1730 г.), братский корпус (серед. XVIII в.), бурса (семинария) (1767 г.), хлебопекарня (1730 г.), южная въездная башня (начало XVIII в.) и врата Заборовского (1746 г.), был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». На территории заповедника и в самом соборе сохранилось около 100 захоронений, в том числе эпохи Древней Руси. Многие захоронения именитых князей в соборе были утрачены, в том числе и усыпальница Владимира Мономаха. Но сохранился саркофаг самого ктитора храма, великого князя Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Неоднократно осуществлялось его вскрытие для научных исследований в 1936, 1939 и 1964 гг. Тогда же был реконструирован облик князя известным антропологом М. Герасимовым. Новое вскрытие саркофага состоялось недавно, в 2009 г.

Существуют многочисленные легенды о подземных лабиринтах под древ-ним собором, поиски которых проводились лишь однажды, в 1916 г., но не были завершены. Согласно одной из легенд, в одном из подземелий хранится легендарная библиотека Ярослава Мудрого.

Церковные богослужения в Святой Софии до настоящего времени не возобновлены, за исключением 24 августа - Дня независимости Украины, с 2005 г. представители различных религиозных организаций здесь совершают совместную молитву. Украинская православная церковь Московского Патриархата участие в этом мероприятии не принимает, справедливо отказываясь участвовать в совместной молитве вместе с отлученной РПЦ «украинской автокефальной церковью».

Святая София Киевская уже почти тысячу лет возвышается в самом сердце древнего града, даря людям великую радость общения с сотворенным когда-то чудом византийской и древнерусской архитектуры, воплотивших в себе на века высокие образцы нашей православной духовности.

Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами хана Батыя. Храм был разрушен, но не уничтожен — войска Батыя пощадили его дивную красоту.

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.
Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение. Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкающие к западному фасаду.

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки.

Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение.

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XV-XVI веках стояла вообще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м² фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки. Однако расчистка стен велась непрофессионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Уникальный ансамбль фресок светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен — княжеского хода на "полати" (хоры). Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п. Большое место занимает композиция "Ипподром" в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

Фрески — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозаикам собора особорую выразительность. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики - около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 - 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.

В зените центрального купола в медальоне диаметром 4,1 м,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.


Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты (премудрость Божия), известная под именем «Нерушимая стена». Высота ее - около 6 метров. Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора — четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка).

На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями севастийских мучеников.

На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение".

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола — шедевр искусства.
В архитектурный комплекс Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы.
Высота - 76 м. 1699-1706 - трехъярусная, в 1744-48 - разобрана и перестроена, арх. И.Г. Шедель, в 1851-1852 - достройка четвертого яруса, арх. П.И. Спарро.

До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 году также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».


Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины. Вес колокола 13 т, его диаметр — 1,55 м, высота — 1,25 м. Высота самой короны — 0,28 м. Колокол покрыт пышным орнаментом с изображением ангелочков. На колоколе отлит герб гетмана Мазепы и надпись, что этот колокол отлит «иждевением ясновельможного гетмана Иоанна Мазепы».
Комплекс зданий Софии Киевской включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор и поныне сохраняет статус историко-культурного музея-заповедника. В соборе изредка совершались богослужения, в 1990-х годах здесь проводились богослужения Украинской автокефальной церкви. Власти не решились передать собор УАПЦ Киевского патриархата, но и канонической УПЦ собор тоже не был передан.

В самом центре города Киев расположен известный и знаменитый Собор Святой Софии. Как и всё старинное - этот древний храм хранит в себе множество загадок. Приходя сюда, человек получает прямой духовный контакт и именно этот храм является сердцем города.

В те времена, это был самый большой собор не только в Киевской Руси, но и во всей Европе. В исторических источниках София киевская датируется по-разному. В «Повести временных лет» указывается 1037 год и связывают строительство с именем известного князя Ярослава Мудрого, сына Владимира Крестителя. В Новгородской летописи пишется 1018 год. А некоторые современные учёные считают, что храм был возведён в 1011 году и заложен был ещё при Владимире, а Ярославль завершил дело своего отца. Кто построил храм Святой Софии в Киеве так и неизвестно.

История строительства

Главный храм Киевской Руси был назван так же, как и в столице Византии - Софийским. Это неслучайно. Ведь из Византии и пришла к нам православная вера.

Святыня строилась константинопольскими строителями при участии киевских мастеров . Похожих храмов не было нигде. Все церкви того времени были меньше размером и имели одну главу, а Софию украшали сразу 13 куполов.

В Византийском зодчестве основной купол храма всегда напоминает о Христе - главе церкви. А 12 меньших куполов обозначают апостолов. Из них 4 характеризуют евангелистов, через которых христианство было проповедовано во все концы земли. Сегодня у него 19 куполов.

Архитектура

Собор построен смешанной кладкой, заимствованной у византийских мастеров, когда чередовались ряды камня, гранита, кварцита с кирпичом плинфой. На границе XVII-XVIII вв. еков, когда на Украине господствовал стиль барокко, храм изменился внешне до неузнаваемости. Но Софийский собор в Киеве внутри остался практически неизменным с древних времён.

За свою почти тысячелетнюю историю святыня пережила немало нашествий, грабежей и пожаров. Собор был опустошён и даже частично повреждён с западной стороны, но он никогда не перестраивался .

Внутреннее убранство

Первое, что видно вошедшему в храм - это великолепная икона из мозаики Божьей Матери в своде алтаря. Её размеры 6 метров. Руки Царицы Небесной воздеты к небу. Она возносит своему сыну неустанные молитвы за людей.

Изображение самого Христа находится в центральном куполе. Пантократр находится на головокружительной высоте. Оттуда он благословляет приходящих и властвует над всем пространством.

Вокруг Спасителя на золотом фоне четыре архангела. Они широко распахнули свои крылья, между которыми образуется крест. Он вписывается в круг купола и пересекается с ним. Круг означает мир, и этот мир осеняется крестом.

Эта мысль - пересечение креста и круга, выражена не только внутри здания, но и снаружи. Если посмотреть на храм сверху, то видно, что главный купол стоит в центре креста. В древности не было железобетонных панелей как сейчас. Поэтому все каменные перекрытия делались в виде сводов, которые расходятся от центрального купола в виде креста и такой храм называют крестово-купольным.

Фрески и мозаики

Описание Софийского собора в Киеве можно продолжать бесконечно. На стенах церкви можно увидеть более 500 изображений тысячелетней давности. Часто учёным сложно атрибутировать изображение, потому что вертикальные подписи на греческом языке мало где сохранились. Помогают в этом, настенные надписи - граффити. Несмотря на то что церковный устав запрещал портить стены, прихожане часто выцарапывали на них обращения к святым.

Наиболее известные фрески:

В центральной части храма в XI веке был написан княжеский семейный портрет. К сожалению, от этого портрета сохранилось только шесть фигур. Только две детские фигуры на северной стороне и четыре фигуры на южной. Атрибутировать их сложно. Поскольку все эти фрески были обновлены в XVIII-XIX вв. еках масляной живописью.

Центральная апсида и купол украшены мозаикой, стены расписаны фресками. Архитектура, мозаика и роспись образуют неповторимое единство. Все изображения выполнены в суровом стиле, рождённом в отдалённых монастырях Византии.

Фрески и мозаики храма Святой Софии в Киеве









Усыпальница

Много необычного хранит в себе Софийский собор. Интересные факты сохранились до сей поры.

В восточной части внешней галереи раньше была великокняжеская усыпальница . Здесь были похоронены Ярославль Мудрый, его сын Всеволод Ярославович, внуки Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Но сохранился один саркофаг Ярослава Мудрого. Вес гробницы более 6 тонн. Сделан саркофаг из мрамора и украшен изображениями древнехристианских символов.

В 1936 году там найдены перемешенные кости, из которых был выложен женский и мужской скелет. Женские останки не были идентифицированы. А вот что касается мужского скелета, то экспертиза в Ленинграде подтвердила - это действительно останки Ярослава Мудрого. Характеристики этого скелета полностью совпали с описаниями князя по летописям. Он был высоким по меркам того времени. Его рост составлял 173-175 см. Был хромым. Получил повреждения в бедро и ногу при битве с печенегами и умер на 76-м году жизни.

В сентябре 2009 года, когда учёные решили провести современную экспертизу и генетический анализ останков, в саркофаге нашли совершенно другие кости. Скелет был подменён. Учёные считают, что это случилось во время Второй мировой войны.

Женский скелет, как считают учёные, принадлежит жене Ярослава княгине Ирине, но официального подтверждения этому нет.

В подвалах храма также много захоронений духовных сановников разных времён . Считалось, что души умерших князей и праведников оберегают от зла, просят за всех Бога, поэтому в подвальной части собора есть целый склеп, где находится множество саркофагов.

Там покоятся:

  • Кирилл II (Киевский митрополит).
  • Арсений Могилянский.
  • Отец Владимир (Романюк).
  • Митрополит Гедеон.
  • Проповедник Иоанн Леванда.
  • Епископ Михаил (Ермаков).

Колокольня

Неотъемлемой частью ансамбля является колокольня, построенная в XVII веке на деньги украинского гетмана Ивана Мазепа. Остался всего один оригинальный колокол, носящий название своего фундатора. Его вес составляет 2 тонны. Остальные не сохранились. В тридцатые годы они все были уничтожены для потребностей металлургии. Высота колокольни 76 метров. С неё открывается прекрасная панорама верхнего Киева.

Сейчас храм находится в статусе музея, а не действующей церкви, но от этого он не утратил свою духовную силу. Уникальное сооружение, которое стоит уже тысячу лет, удивляет даже учёных.

Загрузка...