nachalo-sveta.ru

Как работает метеослужба аэропорта

January 30th, 2015


На фото слева здание основного пункта метеонаблюдений.

Как я уже писал ранее, 23 января 2015 г. пресс служба аэропорта Сочи пригласила принять участие в проекте "Аэропорт Сочи: вчера, сегодня".
Во время посещения удалось ознакомиться с работой метеослужбы аэропорта, о чем и хочу вам рассказать, мой рассказ будет не полон т.к. из- за дефицита времени не все удалось посмотреть, многое осталось за кадром.

Метеослужба, «метео» - так коротко называют структурное подразделение Росгидромета в аэропорту, потому как официальное название на одном дыхании и не выговоришь, АМСГ Сочи Сочинского филиала ФГБУ " Авиаметтелеком Росгидромета".
Поясню, что означает аббревиатура АМСГ - Авиационная Метеорологическая Станция Гражданская, а ФГБУ - Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение.
Специалисты службы круглые сутки наблюдают за фактической погодой, составляют прогнозы погоды и штормовые предупреждения, дают прогнозы на взлет и посадку.
Взаимодействие диспетчерских служб аэропорта и метеослужбы отработано до мелочей.
Излишне говорить, что работа сотрудников метеослужбы очень ответственна т.к. результаты работы непосредственно влияют на безопасность полетов, а ошибки в прогнозировании могут привести к самым тяжелым последствиям.
Следует отметить, что благодаря Олимпиаде у синоптиков появились возможности о которых раньше только мечтали, так в одном из интервью перед Олимпиадой директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд заявил: -
"Эта Олимпиада рассматривается в Росгидромете как вызов. Нам пришлось разрабатывать специализированные математические модели, адекватно описывающие процессы в горной метеорологии. Кроме того, синоптики будут получать детальную информацию о фактическом состоянии атмосферы при помощи новейших приборов - как, например, микродождевой радар, который следит, как изменяется влажность на разных высотах. Очень большое впечатление производит новый температурный профилемер для температур высот до 10 километров; что важно, мы можем определять температурную инверсию, ситуацию, когда верхние слои теплее, чем нижние. Это сильно влияет на образование облаков. 40 автоматических метеорологических стаций, установленны на олимпийских спортивных объектах прибрежного и горного кластеров . Впервые в нашей стране начали использовать доплеровский радар на Ахуне, подготовка велась по разным направлениям, синоптики за эти четыре года очень хорошо понимают процессы, которые происходят в этом горном регионе."

Знакомство с метеослужбой началось на КДП, на фото внизу помещение АМСГ
Фото 3.


здесь происходит обработка поступающей метео информации и составление прогнозов погоды
Фото 4.


на экранах отображается информация поступающая от МРЛ (метеорологический радиолокатор)
Фото 5.

Фото 6.


Система наукастинга "МетеоЭкспрес".
Наукастинг или «прогноз на сейчас» - детальное описание текущей погоды и ее прогноз от 0 до 2 часов на основе данных наблюдений, методов расчета перемещения поля радиоэха и численных моделей атмосферы. Преимущество технологии наукастинга — обеспечение локальными прогнозами, содержащими информацию о начале, развитии, перемещении и распаде штормовых образований

Фото 7.

Фото 8.

Далее едем знакомиться с системой обнаружения маловысотного сдвига ветра (LLWSAS - Low Level Wind Shear Alerting System), разработанной российскими специалистами концерна «МАНС» в сотрудничестве с компанией «Лазерные системы ».
Международный аэропорт Сочи является единственным в России, где установлен базовый компонент первой российской системы, профилометр лидарный ветровой ПЛВ-300.
Фото 9.


Профилометр лидарный ветровой ПЛВ-300предназначен для измерения скорости и направления ветра по высотам. ПЛВ-300 является базовой компонентой первой российской системы обнаружения маловысотного сдвига ветрав ближней аэродромной зоне, лидары работают далеко не во всех аэропортах мира.

Принцип действия ПЛВ-300 заключается в том, что при распространении в атмосфере лазерного (зондирующего) сигнала с известной частотой происходит рассеяние (отражение) сигнала от частиц (аэрозоль, молекулы), увлекаемых ветровым потоком, вызывающее изменение частоты отраженного сигнала (доплеровский сдвиг).

Рядом с ПЛВ-300 находиться трансмиссометр Vaisala LT31 который определяет дальность видимости на ВПП, на фото видна пара приемников и пара передатчиков.
Фото 10.

ПЛВ-300 способен определять:

  • вертикальную компоненту скорости ветра;

  • горизонтальную компоненту скорости ветра;

  • направление вектора скорости относительно направления на север;

  • встречно/попутную составляющую скорости ветра относительно ВПП;

  • вертикальный сдвиг ветра по продольной составляющей скорости ветра относительно направления ВПП;

Характеристики ПЛВ-300:

  • Диапазон высот: 3 - 300 м

  • Диапазон измерения направления ветра: 0 - 360º

  • Диапазон измерения скорости ветра: 0 - 55 м/с

  • Габаритные размеры 450*700*1250 мм

  • Масса: 70 кг

  • Потребляемая мощность:

    • с системой терморегуляции - 450 Вт

    • без системы терморегуляции - 200 Вт


  • Наработка на отказ: 20 000 ч

Условия эксплуатации:

  • диапазон рабочих температур: от -50 до +60 ºС

  • предельные температуры: -65; +70 ºС

  • относительная влажность при температуре 25 ºС: от 20 % до 98%

Напряжение электропитания - 220 В (оборудован встроенным источником резервного питания), интерфейсы связи - Ethernet, RS-485, CAN, Wi-Fi

Фото 11. слева профилометр лидарный ветровой ПЛВ-300 , а справа трансмиссометр Vaisala LT31


Слайды взяты с сайта www.ians.aero разработчиков системы поясняющие причины сдвига ветра,
Фото 12.


а также на примере аэропорта Сочи показано как на разных высотах может меняться направление ветра
Фото 13.

Фото 14. в таком виде информация отображается на ПК пользователя


После знакомства с ПВЛ -300 едем знакомиться с "Основным пунктом метео наблюдений", в другую часть аэродрома поближе к морю
Фото 15.


Фото 15а. Площадка пе ред зданием основного пункта метеонаблюдений. на которой размещены метеоприборы.


Дежурные сотрудники метеослужбы, наблюдения осуществляются круглосуточно.
Фото 16.


На стене висят плакаты со служебной информацией
Фото 17.


и не только со служебной, но в любом случае полезной для ознакомления)
Фото 18.

Фото 19. общий вид на метео площадку


Наш гид, начальник АМСГ Гарбузов Виталий Сергеевич, поясняет назначение и принцип работы метеоприборов.
Фото 20.


а приборов на площадке размещенно много, как самые современные электронные, так и провереные временем которые продолжают исправно работать.

Фото 21. Грозопеленгатор определяет фактические разряды молний в облаках в радиусе 56 км


Облакомер CL31 фирмы Vaisala прибор для измерения высоты нижней границы облаков и вертикальной видимости. Он одновременно обнаруживает три слоя облачности. Облакомер CL31 использует технологию импульсно-диодного лазера LIDAR (лазерное обнаружение и измерение дальности).

Фото 22. Облакомер CL31 фирмы Vaisala, на переднем плане


Измерение температуры поверхности почвы тремя термометрами срочный, минимальный и максимальный
Фото 23.


Гололедный станок
Установка для измерения отложений гололеда, изморози и мокрого снега на проводах. Состоит из проводов, натянутых на столбы в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Отложение измеряется или по толщине слоя на проводах, или по объему воды, получившейся от таяния отложения
Фото 24.

Фото 25.


Снегомерная рейка в 2008 году была зарегестрирована рекордная высота снежного покрова 42 см.
Фото 26.

Простая марля которую снимают чрез сутки и отправляют в Ростов -на -Дону для определения наличия в атмосфере вредных веществ.
Фото 27.

Новый обзор посвящен авиаперелетам: мы протестировали и отобрали приложения, которые помогут сделать ожидание рейса и сам полет комфортными. Мы не включали сюда многочисленные сервисы бронирования авиабилетов, планировщики поездок и помощники в сборах: только то, что пригодится в аэропорту или в самолете.

1. SkyGuru: карманный помощник аэрофоба

Новое приложение российских разработчиков призвано помочь тем, кто боится летать. Созданное профессиональным пилотом, руководителем центра изучения аэрофобии «Летаем без страха» Алексеем Гервашем, приложение понятно объясняет каждый звук и движение в полете - как если бы рядом с вами сидел пилот. Приложение работает даже в авиарежиме; правда, для этого нужно предварительно сообщить ему номер рейса: тогда оно скачает информацию о предстоящем полете из профессиональных источников, а сенсоры смартфона помогут распознавать текущие этапы полета.

Приложение предупредит вас о турбулентности (включая расчетное время входа в зону и продолжительность каждой) и расскажет, почему она не опасна, опишет погоду в аэропорту вылета и объяснит ее влияние на ваши ощущения при взлете, рассчитает реальное время в пути с учетом ветра, прокомментирует издаваемые самолетом звуки, предупредит о возможных заходах на второй круг при посадке и других маневрах, покажет текущее положение самолета в пространстве, объяснит возможные причины задержки рейса, посоветует специальные методики и упражнения для борьбы с аэрофобией, ответит, «почему мигает свет», «зачем открывать шторки» и развлечет массой занимательных фактов. В результате полет превращается в осознанный и от этого гораздо менее пугающий процесс.

Единственный недостаток - цена: SkyGuru стоит 1490 руб. Установившие приложение утверждают, что оно стоит своих денег - летать с ним почти не страшно. Понравится SkyGuru и тем, кто летать не боится, а интересуется авиацией.

2. FlightBoard: информационное табло аэропорта в смартфоне

Приложение превращает смартфон или планшет в информационное табло выбранного аэропорта. Оно позволяет в режиме реального времени просматривать статус любого рейса, уточнять время вылета и прибытия, узнавать, какие самолеты прибывают в ваш город прямо сейчас.

FlightBoard охватывает более 3000 аэропортов и 1400 авиакомпаний (чартерные рейсы, к сожалению, не учитываются); информация обновляется каждые 5 минут. Симпатичный дизайн «срисован» с информационного табло аэропорта Шарля де Голля в Париже.

Приложение русифицировано. Стоимость - 299 руб.

3. App in the air: менеджер полета

Удобный карманный помощник сообщит обо всех изменениях полета, посоветует, где поесть в аэропорту, где найти розетку и как подключиться к Wi-Fi, поможет зарегистрироваться на рейс и сориентироваться в программах лояльности авиакомпаний. Функционал приложения постоянно расширяется: недавно добавилась возможность отслеживать багаж (пока для нескольких авиалиний). Еще одна забавная опция - статистика всех ваших перелетов с подсчетом общего количества миль.

Приложение русифицировано и охватывает 5000 аэропортов по всему миру. При покупке премиум-версии App in the air работает даже в автономном режиме (изменения в расписании доставляются по SMS и не требуют доступа в интернет: очень удобно, когда вы в роуминге).

Подписка на 3 месяца стоит 699 руб.

Благодаря приложению можно в режиме реального времени наблюдать за движением самолетов по всему миру. Нажав на любой из самолетов на карте, вы получите всю информацию о рейсе: маршрут, время вылета и прибытия, модель, скорость, высоту (то же самое можно сделать, направив телефон на пролетающий в небе самолет). Кроме того, в приложении можно найти рейсы по номеру, аэропорту или авиакомпании, просмотреть табло крупных аэропортов, получить оповещение об изменениях в нужном рейсе - и даже посмотреть, что видит перед собой пилот того или иного самолета. Правда, большинство функций доступны при покупке премиум-версии.

Цена - около 280 руб.

Программа, помогающая выбрать лучшие места на борту. Достаточно ввести номер рейса, и SeatGuru покажет план самолета с указанием свободных мест, с характеристиками каждого из них и с фотографиями пользователей. Не помните номер рейса - не беда: его легко найти по авиакомпании и времени вылета. Можно уточнить статус рейса и цены на билеты по интересующим направлениям.

Приложение не русифицировано, но работает с большинством отечественных авиакомпаний и аэропортов.

Бесплатно и не включает встроенных покупок.

6. GateGuru: путеводитель по аэропортам

Бесплатное приложение TripAdvisor: выбрав нужный аэропорт, можно узнать об имеющихся там кафе, барах, магазинах, банкоматах, комнатах отдыха. Объекты рассортированы по трем разделам: «Еда», «Магазины» и «Услуги». Представлены и планы аэропортов с обозначением стоек регистрации и выходов на посадку.
Приложение не русифицировано; отечественные аэропорты в нем представлены слабо (они есть, но информации по ним мало). А вот при поездках за границу приложение может оказаться полезным.

7. ATPL Dictionary: авиапереводчик

Отличное приложение для тех, кто интересуется авиационной «кухней». Словарь, в котором собрано более тысячи узкоспециализированных слов и выражений, понятных пилотам, но совершенно неизвестных обычным пассажирам. К сожалению, приложение не русифицировано.

8. Flight+: все данные о рейсе

Карманный помощник путешественника: введя номер рейса или данные о нем, уточняем время вылета и прилета, номера стоек регистрации и выходов на посадку, информацию о модели самолета и расположении мест в салоне. Всплывающие уведомления сообщат об изменениях в расписании; есть возможность устанавливать себе напоминания о полетах.
Приложение позволяет в режиме реального времени посмотреть табло прибытия и вылета любого аэропорта, информацию о задержке рейсов, карту полетов из аэропорта, схемы терминалов и расширенный прогноз погоды. Можно посмотреть и данные об авиакомпании: расписание рейсов, карты полетов, справочную информацию.

Приложение русифицировано и охватывает более 3000 аэропортов и сотни авиакомпаний по всему миру (в том числе отечественных). Часть функций доступна при покупке платной версии (стоимость - 299 руб.).

9. MiFlight: калькулятор времени на досмотры

MiFlight позволяет правильно рассчитать время и не опоздать на рейс, если аэропорт переполнен, но и не приезжать с гигантским запасом, чтобы пройти регистрацию за три минуты и потом часами слоняться в ожидании посадки. Введите аэропорт и терминал вылета - и приложение подскажет, сколько вы простоите в очереди на регистрацию и сколько займет досмотр. Встроенный таймер поможет подсчитать, сколько времени у вас в действительности заняли эти процедуры, и на основании полученных данных скорректирует расчеты для следующих за вами пассажиров.

Пока приложение охватывает небольшое количество аэропортов, и российских среди них мало. К тому же точность данных зависит от количества пользователей MiFlight в конкретном терминале. Так что в России приложение почти бесполезно, а вот в европейских столицах - функционально. Цена - 75 руб. за разблокировку всех аэропортов.

10. ANA Takeoff Mode: спокойствие, только спокойствие!

Завершим обзор еще одним приложением для аэрофобов. Правда, в отличие от SkyGuru, ANA Takeoff помогает не осознать проблему, а отвлечься от нее. Собственно говоря, это незатейливая игрушка для смартфона, где нужно управлять шариком, наводя его на объекты и избегая препятствий. Простота игры обманчива: по свидетельствам разработчиков, она придумана с участием психологов, а медитативная музыка на заднем плане подстраивается под шум в кабине самолета и повышает громкость, когда двигатели переходят во взлетный режим (поэтому играть лучше в наушниках).

Протестировав игру, мы подтверждаем: с ее помощью можно напрочь забыть о перелете (а также о работе, ненакормленном коте, пироге в духовке и окружающем мире). Причем кнопки «Пауза» в игре не предусмотрено, так что она не оставляет шансов отвлечься на панику, мысли «ААААА, мы сейчас упадем!!!» и прочие проявления аэрофобии. Приложение бесплатно, а русифицировать в нем нечего: там нет текста, только шарик и ловушки.

Приятных полетов!

Видеосюжет 1Метео канала о метеослужбе аэропорта: какую информацию получают пилоты перед рейсом? Как составляется прогноз погоды в аэропорту?

Прежде чем взмыть в небеса командир воздушного судна должен получить последнюю сводку о погоде и только тогда выруливать на взлетную полосу.

Чтобы информация была максимально точной, над ней работает специальная метеослужба, без которой ни один бы аэропорт мира не смог бы функционировать.

За погодой на аэродроме следит команда профессиональных метеорологов-наблюдателей. С их рабочего места летное поле видно как на ладони. Опытным взглядом они определяют форму и тип облачности и при необходимости дают предупреждения. За остальными погодными условиями следят современные приборы.

Ольга Преснецова, ведущий метеоролог-наблюдатель рассказывает:

«Инструментальные наблюдения производятся датчиками, которые расположены вдоль взлетно-посадочных полос. Информация поступает с датчиков каждые 15 секунд. Все данные у нас поступают на компьютер, обрабатываются специальным программным обеспечением. Сводки выдаются ежеминутно по обеим рабочим полосам».

Десятки параметров от скорости и направления ветра до влажности и давления воздуха отображаются на специальных метеодисплеях, установленных на рабочих местах всех служб, которые организуют взлет и посадку самолетов.

«Помимо местных сводок, мы выпускаем регулярные сводки, которые распространяются за пределы аэродрома. Они выпускаются в 00 и 30 минут каждого часа».

Эту информацию можно посмотреть не только в электронном виде, но и прослушать: «… ветер двести восемьдесят градусов - три, круг триста градус – шесть…».

За точностью воспроизведения такой сводки следят уже не метеорологи, а операторы на диспетчерской вышке. Приходится контролировать даже автоматику ради того, чтобы пилоты получили достоверные сведения.

Валерий Мосякин руководитель полетов аэропорта Домодедово объясняет:

«Дается определенная частота для погоды. На русском языке вещает одна частота – 122,95 на английском - 128,3. Настраиваются пилоты на эту частоту и прослушивают погоду. Любой экипаж может это прослушать».

Однако такая сводка служит для пилота лишь дополнительным источником информации. Снижаясь, командир самолета в обязательном порядке связывается с диспетчером, что бы узнать погоду на последнюю минуту и принять решение о посадке.

«Диспетчер сидит, она (компьютер, программа) выдала погоду, каждую минуту она выдает видимость. Он (самолет) идет на прямой она ему (экипажу) говорит точка приземления – (видимость) такая-то, середина такая-то, конец полосы – такая-то видимость. Экипаж получил информацию – ага подходит, я сажусь. Не подходит - он говорит: ухожу на второй круг и до свидания. Или - на запасной».

Ответственная задача лежит на группе инженеров-синоптиков. В своем скромном кабинете начальник смены каждые три часа составляет новый метеопрогноз. Чтобы опасные для воздушного судна погодные явления не стали неожиданностью для экипажа самолета приходится непрерывно изучать данные с радиолокаторов, грозопеленгаторов, спутниковых снимков и синоптических карт.

Елизавета Новиченко, ведущий инженер-синоптик, начальник смены, говорит:

«Есть очень опасная облачность для авиации конвективного характера. Кучево-дождевые облака могут нести опасность … в них развиваются грозы ливни. С ними связаны такие опасные для авиации явления как турбулентность и сдвиги ветра».

Следующий этап - донести все необходимую для полета метеоинформацию до командира воздушного судна еще до его вылета с аэродрома.

Марина Попова, инженер-синоптик 1-ой категории, консультирует командира воздушного судна перед влетом: «…ветер по всему маршруту встречно бокового направления, более сильный по скорости в Ростовской зоне, также по морю Средиземному будет у нас усиливаться и на западный боковой он развернется уже к концу маршрута».

Выбор высоты полета или, выражаясь авиационным языком, эшелона, остается за командиром самолета. Однако за советом он приходит именно к инженерам-синоптикам.

Марина Попова, объясняет «Если сложная синоптическая ситуация, где-то туман, грозы, то они (пилоты) приходят тогда и дополнительно берут у нас информацию. Мы можем дополнительно показать им метеорологический радиолокатор, можем (спутниковые) снимки посмотреть, карты приземного анализа.

Попасть на работу в метеослужбу аэропорта непросто, даже получив профессиональное высшее образование, молодому специалисту приходится проходить обучение на месте в течение нескольких месяцев. Ведь правильный анализ погоды – залог безопасности полетов.

Загрузка...