nachalo-sveta.ru

Смоленский кафедральный свято успенский. Смоленск, Успенский собор: описание и фото. История смоленской иконы божией матери

Высится храм, поражающий взор своей дивной красотой. Но ещё большего удивления достойна его история, на протяжении которой храму довелось благополучно пережить и наполеоновское нашествие, и гитлеровскую оккупацию, и тяжёлые годы атеистический гонений. Это Успенский кафедральный собор.

Смоленск во глубине веков

Самые ранние археологические слои, обнаруженные во время раскопок на территории, прилегающей к Храмовой горе, относятся к IX веку. Установлено, что там же двумя столетиями позже был воздвигнут детинец - религиозно-административный центр всего обширного княжества. Его фрагменты в ходе работ стали достоянием учёных. Это позволяет с полной уверенностью отнести Смоленск к числу древнейших городов Руси.

Согласно знаменитой Ипатьевской летописи, в 1101 году в Смоленске на вершине холма, получившего впоследствии название Храмовой горы, была заложена церковь, в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это событие именно на том месте, где в наши дни высится Свято-Успенский собор. Смоленск в те годы занимал главенствующее положение среди других городов княжества, поскольку в нём помещалась резиденция его правителя - Владимира Мономаха.

Храм, ставший центром крепости

Строительство заняло без малого полвека, и в 1150 году он был торжественно освящён, став первым каменным храмом в городе. Описание Успенского собора в Смоленске того периода не сохранилось, не дошли до нас и его изображения. Известно только, что четыреста пятьдесят лет он простоял без каких-либо существенных перестроек и в своём первозданном виде дожил до Смутного времени, обрушившегося на Россию в начале XVII столетия.

Беда стряслась в 1609 году, когда польские захватчики во главе с королём Сигизмундом III взяли в осаду Смоленск. Успенский собор в те дни стал местом непрестанной молитвы горожан о ниспослании им победы над супостатами. И Пречистая Богородица в течение двух лет хранила их под Своим Покровом, не давая врагу вступить в город. Но случилось то, чем нередко заканчивались героические обороны многих крепостей: нашёлся предатель, указавший врагам уязвимое место в стене.

Православный собор, ставший костёлом

Ворвавшись в город, поляки устремились к Храмовой горе, на вершине которой в Успенском соборе укрылись многие жители города. И вот, когда они уже пытались взломать двери, холм вздрогнул от взрыва небывалой силы. Своды храма обрушились, погребая под собой укрывшихся внутри горожан, а вместе с ними и врагов, вплотную подступивших к святыне.

Как выяснилось позже, это был взорван пороховой склад, помещавшийся в толще горы. Смоляне предпочли смерть плену и рабству. Так, 3 июня 1611 года в результате постыдного предательства одного из его жителей пал Смоленск. Успенский собор захватчики не стали разрушать до основания, а перекрыв верхнюю часть досками, воздвигли кровлю и превратили в костёл.

Возведение нового собора

После изгнания захватчиков предпринималась попытка восстановить собор в прежнем виде, но стало очевидным, что сделать это не удастся - слишком велики оказались повреждения. В итоге было решено его разобрать и строить заново на прежнем месте. Живое участие в судьбе собора принял государь Алексей Михайлович, в 1676 году приславший смоленскому архиепископу Симеону подробный план строительства и значительную часть средств на его реализацию. Вместе с деньгами и необходимыми материалами из Москвы прибыл и опытный мастер Алексей Корольков.

Через год состоялась торжественная закладка собора, и с этого дня работа закипела. Его стены поднимались с такой быстротой, что за проявленное усердие царь счёл должным возвести архиепископа Симеона в сан митрополита и наградить шестёркой отменных лошадей. Однако торжества оказались преждевременны - вследствие отступления от проекта, допущенного в ходе работ, едва поднявшееся здание оказалось в аварийном состоянии, и строительство пришлось прервать на долгие годы.

Постройка второго храма в Смоленске

Попытка исправить положение предпринималась в 1712 году при митрополите Дорофее (Каменском), но неудачная, и в результате были искажены пропорции здания. За отсутствием средств, и в силу иных причин, работы удалось возобновить лишь в 1728 году. Их инициатором стал архиепископ Гедеон (Вишневский), назначенный к тому времени в Смоленск.

Успенский собор в том виде, в котором он сегодня предстаёт нашим взорам, часто сравнивают с петербургскими дворцами Петровской эпохи. И это сходство неслучайно. Дело в том, что для его реконструкции был приглашён знаменитый архитектор Иоганн Готфрид Шедель, обессмертивший своё имя постройкой дворцов Меньшикова в Санкт-Петербурге, Ораниенбауме, Стрельне, а также, внесший неоценимый вклад в создание храмового комплекса Киево-Печерской лавры. Именно ему была доверена постройка собора, предназначенного стать не только религиозным центром, но и памятником мужеству смолян в борьбе с польскими интервентами.

Создание окончательного варианта собора

Новое творение мастера - храм, выполненный в стиле барокко и увенчанный семью куполами, поражал своей красотой. В августе 1740 года он был освящён. Но в погоне за внешним совершенством зодчий, как видно, допустил ряд инженерных просчётов, в результате которых уже через двадцать лет центральный купол и примыкавший к нему западный обвалились.

Исправлять ошибки своего предшественника пришлось российскому архитектору Петру Ивановичу Обухову, приглашённому с этой целью в 1768 году. Прежний центральный купол, выполненный из камня, он заменил более лёгким деревянным, а семь глав сменил пятиглавием, более традиционным для русской храмовой архитектуры. Внёс он также ряд иных новшеств, позволивших придать собору надлежащую прочность. Работы были завершены в 1772 году, и с тех пор Успенский собор в Смоленске, фото которого представлены в статье, сохранился в неизменном виде.

Святыня, не тронутая врагом

С тех памятных времён Господь неизменно хранил святыню, возведённую на вершине Храмовой горы. В последующие годы Смоленск дважды был оккупирован врагами. Первый раз это произошло в 1812 году. Трудно поверить, но Наполеон, поражённый красотой и величием собора, не только не позволил его разграбить, но даже приказал выставить возле него часовых.

То же произошло и в годы Великой Отечественной войны. После захвата города командовавший немецкими танковыми частями генерал-полковник Вермахта Гейнц Гудериан, как и его французский предшественник, запретив солдатам прикасаться к ценностям, находившимся в соборе, принял меры для их сохранности. Не причинили храму вреда и советские снаряды, которыми обстреливался Смоленск - Успенский собор было запрещено использовать в качестве ориентира для наведения орудий.

Музей атеизма, спасший церковные ценности

Отвёл Господь от собора и главную опасность, нависшую над святынями российского православия в годы многочисленных антирелигиозных кампаний, проводившихся в советский период: он не был разрушен. В первые годы, последовавшие после октябрьского переворота, в центральной части собора размещался музей атеизма, но и это пошло ему на пользу - позволило спасти все, что долгие годы хранил в своих стенах Успенский собор (Смоленск) - иконы, книги, облачения и всевозможную церковную утварь.

Успенский собор, построенный в Смоленске, необычайно велик. Внутренней площадью, равной 2 тыс. квадратных метров, он в два раза превосходит одноименный собор Московского Кремля. Высота его стен равна почти тридцати метрам, а хоры подняты над полом на восемнадцать с лишним метров. Четыре колонны делят его на три нефа (отделения). Они же поддерживают свод, венчающий Успенский собор (Смоленск). Иконостас, создававшийся в период 1730-1740 года знаменитым резчиком С. Трусицким и его ближайшими помощниками, признан мировым шедевром декоративно-прикладного искусства.

Главной святыней собора является список хранившейся здесь некогда, но утерянной в годы войны иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Создан он в начале XVII века, и прежде находился в церкви, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости. Другой весьма почитаемой святыней являются сандалии небесного покровителя города святого Меркурия Смоленского, во дни земной жизни в одиночку, но при покровительстве Небесных Сил сумевшего отогнать от городских стен полчища татар.

В Средневековье в течение двух лет происходила оборона Смоленска, которая закончилась в 1611-м году. В то время хотела захватить город. Когда напор был особо сильным на Смоленск, Успенский собор был взорван своими же жителями. Частично строение было разрушено. Погибло много невинных горожан, они стали жертвами противостояния.

Реконструкция и восстановление

Затем на протяжении 17-18 столетий жители занимались восстановлением храма. Они все силы бросили на то, чтобы реконструировать Успенский кафедральный собор. Смоленск истратил немало средств, чтобы не утерять этот уникальный памятник архитектуры.

В ходе реставрации были допущены критические ошибки, по причине которых происходило многократное обрушение куполов. Но грубые нарушения были исправлены, виновные наказаны, так что Свято-Успенский собор (Смоленск) все-таки возродился из руин. При многократном восстановлении здание несколько видоизменилось. Сегодня мы видим его в ином обличье, по сравнению с тем, каким храм был в 12 веке. Но он не утратил своей величавости, внушительности и красоты. Говорят, что Наполеон, когда впервые увидел Смоленский собор, с почтением снял свою треуголку.

Тревожные и сложные времена

Не была спокойной жизнь, которой жил Смоленск. Успенский собор стал свидетелем двух больших битв. Первой была Отечественная война, протекавшая в начале 19-го века. В течение этого времени Наполеон приказал выставить конвой внутри храма.

Менее чем через 150 лет еще одна масштабная схватка всколыхнула Смоленск. Успенский собор - один из тех пунктов, который затронула Великая Отечественная война, бушевавшая с 1941-го по 1945-й год.

В начале прошлого века отношение к святыням было, как мы знаем, не самое почтительное. И это еще удача, если ту или иную церковь превращали в склад сельскохозяйственной продукции, а не разрушали.

Подобно насмешке в 20-ые годы был помещен музей антирелигиозной мысли в Успенский собор в Смоленске. Иконы больше не вызывали чувства почтения к Всевышнему и святым. Это сооружение ранее занимало главенствующую позицию среди храмов епархии города. Теперь же это была просто туристическая достопримечательность, куда люди приходили из любопытства, а не из возвышенной потребности соприкоснуться с божественным светом.

Красота и утонченность

Является одним из самых богатых и искусно оформленных с художественной точки зрения Успенский собор в Смоленске. Описание его архитектуры, роскошь внутреннего убранства и количество икон здесь поражает воображение. Экспозиция их занимает пять ярусов общей высотой тридцать метров. Оформлена эта восхитительная красота золотом и мастерски вырезанными деревянными скульптурами. Редко где можно встретить нечто, поражающее своим величием столь сильно. Прихожан может буквально пригвоздить к месту масштабность и утонченное великолепие храма.

Святые артефакты

Хранителем многих святынь является Успенский собор в стенах своих бережет три вещи, которым отводят особое значение. О них знают не только в родных краях, но и далеко за его пределами. Люди едут преклонить перед ними колени в Успенский собор (Смоленск), адрес которого: ул. Соборная Гора, 5.

Первой из них являются сандалии, в которых в 13-м веке ходил святой воин Меркурий. Также здесь находится плащаница, изготовленная и вытканная позолотой мастерами княгини Евфросинии Старицкой в 16-м столетии. Есть здесь и творящий чудеса лик. На иконе изображена Смоленская Матерь Божья, чье имя Одигитрия. Реликвия изготовлена в 17-м веке.

Подвиг отважного оборонителя города

Если говорить подробнее о святом воине Меркурии, в начале тринадцатого века он был смоленским воеводой. Славный витязь разгромил монголо-татарское войско. Битва имела место возле села Далгомостья, в которое можно было попасть, пройдя 27 километров на юг от Смоленского края.

Меркурий погиб героической смертью истинного защитника родной земли. Когда воевода погнался за струсившим врагом, они сцепились в битве, из которой татарин вышел победителем. С почитанием и трепетом мощи военачальника, причисленного после смерти к были сохранены в стенах божественного места, которое в то время носило название Успенский Мономаховский собор.

17-й век принес городу еще страдания. Он оборонялся от польских отрядов. В пылу схватки кто-то похитил мощи. В начале 19-го века из храма также украли копье воина. На этом мародерства не остановились, и в середине 20-го века исчезает еще и шлем. И только сандалии пока лежат на своем месте.

Если верить преданию, нахождение воинских доспехов, которые носил мученик Меркурий, в городе обеспечивает покровительство Небесной Царицы над Смоленском и оборону от всех напастей.

История плащаницы

Что касаемо плащаницы, сотканной в мастерской, которой владела княгиня Старицкая, то временем её изготовления считают середину 16-го века. Элемент одеяния передали в стены собора, принадлежавшего столице, дабы помянуть погибшего князя, коим был Владимир Старицкий, приходившийся близким родственником правителя государства.

Начало девятнадцатого века ознаменовалось тем, что у французских похитителей, награбивших и сложивших в воз сокровища из столицы, отбили их добычу. Среди вещей была и плащаница. Теперь её отправили в стены храма в Смоленске на хранение. Когда Наполеон был изгнан с русских земель, город отметили за большой вклад в ведение военных действий в течение Отечественной войны начала 19-го века. Александр I, посовещавшись с полководцем М. Кутузовым, решил преподнести дар городу в знак благодарности за отвагу.

Теперь домом плащаницы стал Смоленский Успенский собор. Это настоящее произведение искусства, имеющее огромную ценность из-за своей уникальности и совершенства.

Святая икона путеводительницы

Чудотворящая икона «Одигитрия» в Смоленске, посвященная Матери Божьей, является одной из самых значимых святых артефактов, принадлежащих христианскому миру. Согласно имеющейся информации, ее написал евангелист Лука в то время, когда Пресвятая Богородица жила на земле.

Ранее икона хранилась в Чернигове, откуда ее забрал в Успенский собор Владимир Мономах. Это произошло в ранние года 12-го века. С тех пор ее отождествляли со Смоленском. означает светлый лик путеводительницы.

По мнению жителей город, именно "Одигитрия" спасала людей и их жилища от копий и стрел завоевателей. 1812-й год стал моментом вывоза артефакта в столицу перед Бородинской битвой. Осуществили крестный ход около Кремля и вернули икону на место.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. безвозвратно забрала у людей их святыню, поскольку она погибла или была похищена в ходе боевых действий.

Возвращение святого лика

Когда Смоленск был освобожден от войск Гитлера, этот образ снова появляется в христианском мире. В 1602-м году в честь проведения ритуала, в ходе которого освятили с оригинала была написана копия, которой владел Борис Годунов.

И теперь, столетия спустя, этот шедевр в соборе. В наши дни в стенах святого места содержится именно этот артефакт - увеличенная копия оригинальной "Одигитрии Смоленской", которая тоже почитается народом за чудотворную и считается одной из главных святынь христианского мира. Где сейчас находится икона, написанная евангелистом Лукой, неизвестно: погибла во время наступления немцев или украдена и томится в чьей-то частной коллекции?

Сегодняшняя жизнь храма

В наши дни святое место активно посещают прихожане. Наполняет святым словом Протоиерей Михаил Горовой Успенский Совершаются божественные литургии, поклонения иконе. Многие политические деятели города присутствуют при значимых событиях.

Проводится исполнение богослужебных песнопений. Чистые голоса возносит к куполу храма Архиерейский хор собора, детский певческий коллектив, который воспитывает православная гимназия. Также здесь исполняются композиции сводным хором, который тренирует духовная семинария города и духовное училище. Богослужения транслируют по телевидению в реальном времени по главным каналам Смоленска.

Церковь автоматизировали и сделали удобной для прихожан, о ней заботятся и совершенствуют. Так, придя на площадь у собора или набережную Днепра, вы можете посмотреть на богослужение, показываемое на большом экране. Но почувствовать особую атмосферу храма можно только при его посещении.

Свято-Успенский кафедральный собор (также известный как Собор Успения Пресвятой Богородицы) — главная религиозная достопримечательность Смоленска, находится в его центре, на Соборной горе, откуда открывается панорамный вид на город. Собор является объектом культурного наследия федерального значения.

Успенский собор был возведен в 1677 году на месте одноименного собора 12 века.

Высота Свято-Успенского кафедрального собора — 69 метров.

В архитектурный ансамбль входит также колокольня, палаты и каретные корпуса.

Сам собор выполнен в стиле барокко, внутри находится иконостас высотой более 30 метров.

Расписание богослужений в Успенском соборе Смоленска

Богослужения проходят по традиционному расписанию: по будням в 09:00 — Божественная литургия, в 18:00 — всенощное бдение. В выходные и праздники: 07:00 — ранняя литургия, в 10:00 — поздняя, в 18:00 — всенощное бдение. В дни православных праздников режим может меняться, за более детальной информацией обращайтесь по телефону.

История Успенского собора

Изначальный собор был основан еще в 1101 году князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который приказ заложить на этом месте каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (одновременно с заложением одноименного собора в Суздале).

Этот собор из камня еще почти полвека оставался единственной каменной церковной постройкой города. После освящение собора Владимир Мономах перевез в нее икону Божией Матери Одигитрии, которая досталась ему от его родителей по наследству.

В 1127 году с приходом к власти внука Владимира Мономаха князя Ростислава Мстиславовича Смоленское княжество стало расцветать, а в 1136-1137 годах была учреждена особая Смоленская епархии РПЦ, а Успенский собор (достроенный к тому времени окончательно) стал главным кафедральным собором.

Трагическое событие разрушения Успенского собора произошло в 1611 году — тогда были взорваны запасы взрывчатки, которые хранились рядом с соборным холмом. В результате взрыва рухнула и часть собора.

В 1674-75 гг после освобождения Смоленска от польско-литовской оккупации старое здание Успенского собора было окончательно разобрано. Через два года было принято решения соорудить новое здание собора, увеличив его в размерах. Архитектором стал Алексей Корольков. Но он не смог закончить строительство, работы были приостановлены до 1712. Окончательно же храм достроился лишь в 1740 году и имел 7 куполов. Спустя 20 лет произошло обрушение двух глав. Перестраивал храм архитектор Обухов, который и придал собору традиционный вид с 5 куполами.

Собор практически не пострадал при Отечественной войне 1812 года. Французский император Наполеон был поражен красотой собора и приказал его охранять.

Выстоял собор и во время немецко-фашистской оккупации. Тогда из нее пропал первообраз Смоленской иконы Божией Матери, само здание осталось невредимым.

В период советской власти, во времена религиозных гонений, в церкви размещался антирелигиозный музей.

В конце концов Успенский собор передали обратно РПЦ, и теперь это одна из главных туристических достопримечательностей города.

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Как добраться

До Успенского собора в Смоленске несложно добраться общественным транспортом.

Ближайшая остановка городского наземного транспорта — «Улица Соболева ».

Вам подойдут следующие маршруты:

  • автобусы № № 3, 7, 9, 10, 19, 22, 22ш, 23, 27, 31, 33, 38, 113, 164
  • маршрутные такси № № 2н, 9н, 13н, 16н, 27н, 38н, 41н, 46н, 52н, 55н, 56н и 119.

От улицы Соболева вам нужно будет свернуть на улицу Соборная гора, на которой и находится Успенский собор. Дорога пешком от остановки займет у вас 10 минут.

От железнодорожного вокзала города можно дойти пешком за полчаса: дорога пройдет по улице 12 лет Октября, затем по улице Кашена и вниз по улице Беляева по мосту через Днепр на улицу Соболева.

Для заказа автомобиля вы можете использовать приложения местных служб такси: в Смоленске действует Gett и сеть такси «Везёт».

Вход в Успенский собор на Google панорамах:

Видео об Успенском соборе в Смоленске:

Успенский кафедральный собор - самая яркая достопримечательность Смоленска, главный ее символ. С любой точки города видно это бирюзовое чудо. Смотришь на него, и кажется, что храм парит среди облаков. Ничего удивительного - Успенский собор стоит на высоком холме - Соборной горе. Она и возводит могучий храм к небу.
Знакомство со Смоленском невозможно и бессмысленно без посещения этого места, ведь история города неотделима от истории Собора. Поэтому естественно, что первым делом утром 16 августа мы приехали именно на Соборную гору, на которой стоит не только Успенский собор, но и много других интересных старинных построек.
Сегодня представляю вам фоторепортаж о нашей прогулке по Соборной горе и о посещении Успенского собора. Помимо этого я покажу вам роскошные виды, которые открываются с горы на храмы города, крепостную стену, окружающие улицы и дома. Закончу пост различной полезной и интересной информацией - старые фотографии и видео об Успенском соборе, а также достопримечательности и отели Смоленска, которые располагаются недалеко от Соборной горы.

Но начну я с небольшой предыстории.

Историческая справка

Первый храм на этом месте был построен в 1101 году Владимиром Мономахом, внуком Ярослава Мудрого. Простояв в неизменном виде пять веков, храм обрушился от мощного взрыва во время обороны Смоленска от войск Речи Посполитой. И на его месте поляки в 1611 году устроили костел. Но жизнь костела была недолгой. Уже в 1676 году смольчане его разобрали и заложили новый храм. Тот, который мы сейчас видим.
Целое столетие возводили эту колоссальную жемчужину. То средств не хватало, то другие причины мешали. Только в 1771 году строительство собора было закончено.
Сооружение получилось грандиозным - высотой 70 метров, вместимостью 5000 человек. Внутреннее убранство, как и внешнее, необыкновенно живописно. Пятиярусный 28-ми метровый позолоченный иконостас поражает каждого, кто его видит.
По сей день Успенский собор Смоленска является одним из самых красивых храмов России, но абсолютно точно уникальным для нашей страны в плане сочетания элементов древнерусского стиля и украинского (казацкого) барокко в его оформлении.

По своей исторической значимости Успенский собор Смоленска равен главным соборам древних русских городов - Троицкому собору в Пскове, Софийскому собору в Великом Новгороде, Успенскому собору во Владимире.
Стойкости Успенского собора можно позавидовать. Он пережил 1812 год, потом 1941-43 годы. Говорят, даже Наполеон снял перед ним шляпу. В 1941 году во время боев за Смоленск храм посетил командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан и, осмотрев храм, распорядился об его охране. Из собора был убран организованный здесь в 1930-х года антирелигиозный музей, и возобновлены службы. С той поры храм стал опять действующим. Остается только радоваться, что храм так не был взорван оккупантами даже при их отступлении, хотя десятки храмов и несколько монастырей Смоленска и Смоленской облати были стерты с лица земли.
В Успенском соборе хранится несколько уникальных святынь - список Смоленской иконы Богоматери "Одигитрия" времен Бориса Годунова (1602 г.), сандалии Святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая плащаница "Положение во гроб" (1561 г.) .

Фоторепортаж о посещении Успенского собора и Соборной горы

У подножия Соборной горы, на улице Большой Советской, располагается автопарковка, на которой удобно поставить машину и по дороге или лестнице идти к храму.




Слева - Успенский собор, справа - надвратный Богоявленский собор (1787 г.). Построены в разные годы, но в одном стиле. Успенский собор отличается не только своим месторасположением, но и тем, что вместе с окружающими постройками составляет роскошный архитектурный ансамбль ярко-бирюзового цвета с белым декором. Барокко есть барокко - глаз радуется, глядя на такую красоту.
Попасть на территорию можно как по главной лестнице, так и через ворота надвратного Богоявленского храма.


Мы поднимаемся по главной лестнице.


Лестница достаточно крута, Дочка протягивает руку: "Давай я тебе помогу!". Знает, мама боится крутых высоких лестниц.


Поднимаемся, заходим в ворота. осматриваемся. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора. Сначала знакомимся с собором, его колокольней и окружающими постройками.
Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно в колокольней (60-70-е гг. XVIII века).


Колокольня невысокая, но изящная. Построена в 1763-1772 гг.





К колокольне стоит прислоненным язык колокола. Высота языка около двух метров.


Необычный нюанс - у колокольни есть пристройка для часов.


Часы старинные - сделаны в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым. Механизм работает до сих пор!


Вход в храм.


С двух сторон от входа висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: "Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.".

Заходим в собор. На внутренних дверях читаю объявление, что фотографировать в храме запрещено. Неприятно, конечно...

Делаю несколько снимков.



Сандалии Святого Меркурия, покровителя Смоленска.










Выходим на улицу. Замечаем хлебную палатку.




Покупаем песочное печенье и кольцо. Вкусные.




Переходим на территорию бывшего архиерейского двора. Здание архиерейских палат соединено с Богоявленским собором двухъярусной переходной галереей.



Богоявленский собор.


Самая старая постройка на Соборной горе - церковь Иоанна Предтечи (1703 г.). К ней примыкает двухэтажное здание в стиле барокко - корпус консистории (конец XVIII века).


На территории архиерейского двора.






Очень хороший, недорогой сувенирный магазин на Соборной горе. Много печатной продукции - книги, буклеты.


Возвращаемся на территорию Успенского собора.


Проходим вдоль собора к воротам, ведущим на открытую смотровую площадку.




За воротами - небольшой пустырь. Старые асфальтированные дорожки, красивый цветник.













Но самое главное - отсюда открываются виды на город. Все, что не загораживают высокие деревья, можно разглядеть.


С Соборной горы открываются виды на глубокий овраг, многочисленные жилые дома в нем, Георгиевскую церковь (1782 г.).


Хорошо видна и крепостная стена с башнями.




Через телевик получается рассмотреть стену и Георгиевскую церковь лучше.










Не менее интересен другой ракурс - крепостная стена с Одигитриевской церковью, мост через Днепр, чуть дальше здание железнодорожного вокзала (с четырьмя башенками), трубы ТЭЦ. Перед вокзалом можно разглядеть купола церкви Петра и Павла (XII век) и Варваринской церкви (XVIII век).






Хорошо виден Заднепровский район.


На берегу Днепра стоит Нижнее-Никольская церковь - великолепный образец барокко середины XVIII века.





Возвращаемся на территорию Успенского собора. Еще раз внимательно разглядываем Богоявленский собор.

Мозаичная икона на фасаде Богоявленского собора.

Верхняя часть храма сделана из дерева.


Неспешно продвигаемся к выходу.






Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол.


1636 - цифра внушает уважение...


Около Успенского собора вьется огромное количество голубей. Прикормлены.


И очень много назойливых людей, просящих деньги. Профессионалы просто.




Ну а мы покидаем Соборную гору, попутно рассматривая окружающие детали.


Герб Смоленска.

Потрясающее все-таки место - Соборная гора и Успенский собор на ней.



А люди все идут и идут...


Достопримечательности рядом с Соборной горой - Благовещенская церковь (1779 г.),


Одигитриевская церковь, крепостная стена,


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Успенский собор в Смоленске стоит на высокой Соборной горе. Величественный белый с бирюзовым пятиглавый храм в стиле барокко не оставит никого равнодушным. Его пощадили и французы, и большевики, и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его. В архитектуре храма и композиции строений Соборной горы уже чувствуется некоторое европейское влияние. Официальное его название — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Смоленск — один из древнейших городов Руси. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе в районе Школьной улицы, относятся к IX веку. В XI-XII веках здесь находился детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. В восточной части Соборной горы археологи обнаружили остатки каменного терема, к юго-западу от Успенского собора — фундаменты каменной церкви.

В XV-XVI веках, когда Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского, детинец превратился в религиозный центр, утратив свои административные функции. Хотя внешне он по-прежнему производил впечатление крепости. Вот почему в Смоленске отсутствует кремль как таковой.

Успенский собор со стороны Школьной улицы

Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель

Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:

…в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью.

Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.

В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену , построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.

Защитники города спрятались в Успенском соборе. О причинах дальнейшей трагедии существуют две версии. Согласно одной из них, смоляне сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. По другой — взорвались пороховые склады, которые находились поблизости от собора в толще Соборной горы. Как бы то ни было, но страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня. Уцелевших добивали поляки.

Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»

Успенский собор. С гравюры В.Гондиуса

Строительство нового Успенского собора

После того, как Смоленск снова стал русским, были предприняты попытки восстановить древний храм. Однако они не увенчались успехом — ремонт полуразрушенного здания был признан невозможным. В 1674-1675 годах собор разобрали. 30 ноября 1676 года царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону план нового собора, который надлежало поставить на месте прежнего. Из Москвы прибыл мастер Алексей Корольков. На строительство из казны было отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года. Строительство шло быстро, и уже через 1,5 года стены поднялись до уровня окон. За усердие царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Однако в 1677 году работы были приостановлены. Причиной послужило то, что из-за недостатка материалов Корольков не стал возводить стену за иконостасом. Иконостас оказался не соединен с капитальными стенами собора и отошел от них по всей высоте. Был принят указ о прекращении строительных работ.

Строительство возобновилось лишь в 1712 году при Дорофее. Алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, что исказило его пропорции.

Архитектор Шедель: отец или сын?

В 1728 году архиепископ Гедеон принял решение о продолжении строительства собора. Архитектором, как считается, был назначен Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (около 1680-1752). Но здесь кроется одна загадка. Версию о том, что новый собор строил Антон Иванович Шедель, выдвинул С.Д.Ширяев*.

*Сергей Дмитриевич Ширяев (1898-1961) — историк и музейный деятель. Один из разработчиков плана Музея старого Смоленска. В 1922 году принимал непосредственное участие в изъятии ценностей из смоленского Успенского собора. С октября 1923 года - директор Музея искусств и древностей. Автор «Этюдов по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины» (Смоленск, 1924).

Он пишет:

Дух западно-русского барокко, который обнаруживается в архитектуре Успенского собора, создался вероятно под влиянием тех художественных впечатлений, которые Шедель-сын мог получить в том же Смоленске. Характерно отметить ту же склонность к западно-русскому искусствопониманию архитектуры барокко и у Шеделя-отца… Едва ли мы всё же имели бы право связать достроение Успенского собора с именем Шеделя-сына, если бы не могли ссылаться на архитектуру собора, определенно говорящую о большом мастере, а главное, на некоторые приемы её, типичные для построек Шеделя-отца, с которым Шедель-сын вполне естественно мог быть духовно связан… Этот приём двухъярусного карниза, вообще свойственный барокко, типичен для Шеделя-отца… Верхние же окна трактованы в виде круглых «oeil de boeuf», встречающихся также у Шеделя-отца в воротах Ораниенбаумского дворца…

Но здесь есть такой нюанс. Источники не сообщают о том, что у Иоганна Готфрида Шеделя был сын, говорится только о дочери. Возможно, Иоганн Готфрид, сменивший неблагозвучное имя Ивана Ивановича, данного ему в России, на Антона Ивановича, стал творцом величественного храма.

Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший первоначальное свое образование в Киевской духовной академии и выписывавший впоследствии оттуда учителей для основанной им в Смоленске духовной семинарии, обратился вовсе не к воображаемому сыну, а к самому Готфриду Иоганну Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И известный архитектор вполне мог сделать проект достройки громадной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе Смоленска с 1679 года.

О том, что такой проект существовал, известно из цитируемого всё тем же Ширяевым текста договора с подрядчиками из Рославльского уезда «достроить церковь соборную каменную по абрису архитектом данному». При этом Ширяев обращает внимание на то, что постройка собора была поручена недостаточно опытным «каменного дела подрядчикам» и, кажется, велась иногда в отсутствие архитектора, который «в деле о достроении Успенского собора упоминается один только раз в 1735 году». Напомним, что в 1735 году Готфрид Шедель закончил перестройку корпуса Духовной академии, а уже в следующем, 1736 году приступил к выполнению крупного и ответственного заказа - строительству лаврской колокольни. — В.М. Аникеев: Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2009. Стр. 48-51.

Так что, возможно, именно знаменитый Иоганн Готфрид Шедель, строивший и в Ораниенбауме (1713-1727); дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И.Ф.Браунштейном), дворец «Фаворит» в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце, создавший ансамбль Киево-Печерской лавры — колокольню, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни с кельями и другие знаменитые здания, является автором величественного Успенского собора Смоленска.

Вновь построенный храм был увенчан 7 главами. 13 августа 1740 года Успенский собор в Смоленске был освящен. Но вскоре после этого в сводах и куполах появились опасные трещины. Вследствие этого было принято решение заменить тесовую крышу жестяной. К 1760 году большой каменный купол провалился вовсе.

По ходатайству Преосвященного Парфения, возглавлявшего в то время Смоленскую кафедру, было дано высочайшее разрешение на переделку верхних сводов. На 11900 рублей, пожертвованных императрицей Екатериной II и 45 тысяч рублей пожертвований, собранных стараниями Парфения, удалось капитально отремонтировать собор. По проекту архитектора Петра Ивановича Обухова (около 1735 — после 1768) главы Успенского собора были перестроены. Большой каменный купол переделан на деревянный, а вместо 7 глав сделано традиционное пятиглавие. Для укрепления верхних сводов были протянуты железные связи.

В 1772 году строительство Успенского собора было завершено. С тех пор никаких особенных изменений в облик собора не вносилось, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено застекленное крыльцо.

Невероятно, но Успенский собор в Смоленске уцелел и в Отечественную войну 1812 года, и в бурные послереволюционные годы, и в Великую Отечественную. По личному распоряжению Наполеона, очарованного красотой собора, к нему даже была приставлена охрана. В послереволюционные годы в соборе некоторое время располагался музей атеизма, позволивший сохранить все ценности. В 1941 году, когда фашисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Советским артиллеристам было запрещено использовать собор как ориентир для наведения орудий.

Разрушенные здания и уцелевший Успенский собор

Внутреннее убранство и святыни Успенского собора

Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2000 кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут на себе своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 метров расположены хоры.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.

Внутреннее убранство Успенского собора в Смоленске. Источник: Смоленская народная газета, http://smolnarod.ru

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии . Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Главная достопримечательность Смоленского собора - св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою губернию, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.

По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава - Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.

В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, - в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.; цит. с сайта sobory.ru

Другая святыня Успенского собора — сандалии святого Меркурия Смоленского . Меркурий, иностранец по происхождению, молился перед иконой Богородицы, когда услышал повеление напасть ночью в стан Батыя, войска которого подошли к Смоленску. Ему удалось почти исполнить задуманное и перебить множество монголов и их главаря-батыра. Наутро перепуганные монголы отошли от стен Смоленска. Погибший в схватке с ними Меркурий был причислен к лику святых.

Еще одна святыня Успенского собора — плащаница «Положение во гроб» , которая находится в левом опорном столбе. Согласно вышитой на ней надписи, она была создана в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленские партизаны сумели отбить её, за что она была пожалована Успенскому собору в Смоленске. Еще две плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Троице-Сергиевой лавре (1561) и в Русском музее (1560).

В 1766-1772 годах у северо-западного угла Успенского собора была построена колокольня. В её нижний ярус были включены части более ранней колокольни XVII века. Нижний ярус украшен 24 колоннами тосканского ордера. Главка на небольшом барабане венчает шлемообразную кровлю. В восточной части находится пристройка с часами, изготовленными в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. Рядом с колокольней стоит колокол 1636 года, как явствует из надписи на нем.

Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.

Богоявленский собор

Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.

С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.

Смотровая площадка на Соборной горе

К северо-востоку от Успенского собора расположена смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на Смоленскую крепость, Днепр, храмы и новые городские кварталы. Здесь стоит побывать обязательно.

Вид на север: крепостные стены и заднепровская часть Смоленска

Информация для путешественников

  • Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
  • К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
  • Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
  • В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
  • В Успенском соборе фотографировать запрещено.
  • Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.

Успенский собор в конце Большой Советской улицы

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Загрузка...